Лучший педагог года

Опыт работы на тему «Игровой макет в речевом развитии дошкольников»

Зиганшина Ольга Юрьевна
Опыт работы на тему «Игровой макет в речевом развитии дошкольников»

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых макетов в речевом развитии дошкольников.

Публикация «Опыт работы на тему „Игровой макет в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Макеты - это один из любимых видов деятельности дошкольников, именно в работе с макетами максимально развиваются их способности, в том числе и речевые.

Учитывая разнообразие игр, упражнений, различных заданий воспитатель может использовать в работе макеты для речевого развития, в которых каждый ребенок сможет:

-удовлетворять свои интересы;

-реализовывать свои возможности;

-создавать игровой сюжет и реализовать его;

-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они востребованы дошкольниками и способствуют всестороннему развитию ребёнка.

Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщённый) маркер игрового пространства.

«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты-модели

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор, добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события.

2. Макеты-карты

- Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки).

Макет может быть :

* Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы); *Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

* Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

* Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина).

Любая разновидность макета - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.

Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.

Макеты учат общению, у детей развивается умение сочинять, повышается уровень любознательности и познавательного интереса.

Макетирование способствует развитию речи : при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

Все это предусматривают задачи, которые вы видите на данном слайде.

Цель:

Создание условий по развитию речи на макетной основе.

Задачи:

Развитие монологической и связной речи.

Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие коммуникативных навыков.

Активизация лексического словаря.

Формирование навыков сочинительства.

Формирование творческих способностей.

Воспитание доброжелательности.

Умения работать в коллективе.

Для развития связной речи я использую тематические макеты : «В деревне», «Лес», «Арктика», «Пустыня», и др.

Дети дополняют эти макеты подходящими игрушками и предметами по теме, которые находят в группе, дома, в природе.

Во время создания макета, дети манипулируют игрушками, объясняют свой выбор речевыми словосочетаниями или предложениями, куда поставить данный объект.

Детям даем игровые задания : «Создай макет улицы и придумай рассказ», «Создай макет леса и расскажи о его обитателях», «Создай макет дороги и расскажи о правилах поведения на ней».

Для развития памяти, мышления я использую наглядно-демонстрационный макет, который помогает детям с легкостью запоминать строчки стихов и их последовательность. Так как, манипулируя игрушками (предметами, переставляя их, ребенок запоминает действия в сочетании со строчками стихов.

Например: Ребенок берет игрушку, выполняет с ней действия-движения, и в это время проговаривает слова стихотворения.

«Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет…»

Для развития мелкой моторики рук я использую макетирование, которое дополняется не готовыми игрушками, а игрушками, сделанными своими руками (природный и бросовый материал, пластилин и гипс) : рыбки из камушков, зверушки из шишек, капсул, человечки из гипса и т. д.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей : работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

Дети с удовольствием играют с изготовленными ими игрушками, придумывают загадки, сочиняют сценки-миниатюры. Декорируют по своему вкусу макет.

Для развития коммуникативных навыков я использую подиумные макеты и настольные макеты, где дети учатся общению друг с другом и взрослыми. «Театр», «Дорога», «Магазин», «Детский сад», «Школа».

Проговариваем жизненные ситуации. Дети учатся находить выходы и решения из этих ситуаций. Так же обучаются манерам поведения в общественных местах (театре, транспорте). Ребята придумывают свои маленькие сценки к макету «Театр», обыгрывают знакомые сказки, сочиняют другое ее окончание, либо меняют сюжет сказки.

Изготовление макета «Детский сад» сопровождается заданием: Проговори действия персонажа, используя предлоги (скатывается с горки, спрятался в домике, пролез под дугами)

Требования к макетам :

*они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;

*удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;

*должны быть эстетически оформлены;

*безопасный

Работая в этом направлении, я обобщаю свой опыт работы на семинарах, педсоветах, участвую в конкурсах, провожу мастер-классы…

Вывод: Работа по развитию речи с применением игровых макетов делает коррекционный воспитательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Игровой макет в речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 21:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД