Получи документы

Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей с ОВЗ

Ольга Быковская
Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей с ОВЗ

В настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Несмотря на достижение современной цивилизации, во всех, даже экономически развитых, странах растут заболеваемость и смертность.

Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья служит профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, является одним из эффективных оздоровительных средств, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общественного развития.

Публикация «Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей с ОВЗ» размещена в разделах

Многолетняя отечественная и зарубежная практика с лицами с ОВЗ показывает, что гидрореабилитация представляет собой наиболее действенный метод всех видов реабилитации. Систематические занятия в водной среде расширяют функциональные возможности организма, способствуют достижению качественного нового, более высокого уровня физического и общественного развития. Особо важно то, что занятия плаванием благотворно влияют на психику ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мобилизируют его волю, приводят к сознательному участию в жизни коллектива, общества, способствуют установлению социальных контактов.

Задачи гидрореабилитации:

1. Улучшение физического, психологического, интеллектуального развития детей с ОВЗ

2. Развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем

3. Коррекция двигательных нарушений

4. Обучение плаванию/ удержанию на плаву

5. Обучение доступным движениям в различных плоскостях

6. Оздоровление, закаливание

7. Профилактика вторичных отклонений

8. Привитие навыков социализации и коммуникации

При планировании занятий плаванием следует учитывать специфику воздействия водной среды на организм человека. Существенную роль играет значительное уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для лиц с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Задачи занятий гидрореабилитацией:

• Разгрузка позвоночника

Обучение навыку дыхания

• Перенос двигательных навыков с суши в воду и/или наоборот

• Возможное исправление деформации

• Улучшение координации движений

• Увеличение силы и тонуса мышц, нормализация подвижности суставов

• Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем

• Закаливание

• Эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Структура занятия строится по классической схеме: подготовительная, основная и заключительная часть.

Широко известно, что в процессе организации и проведения занятий в условиях водной среды на первое место выдвигается проблема обеспечения безопасности занятий, прежде всего это относится к работе с детьми с ОВЗ.

Мы выделили наиболее опасные критические ситуации, которые могут возникнуть на начальном обучении плаванию детей с ОВЗ.

Как показывают результаты педагогических наблюдений, первый приход ребенка в бассейн – всегда стрессовая ситуация для него, проявляющаяся яркими эмоциональными двигательными и звуковыми ответными реакциями на принципиально новые условия, отличительные от привычных домашних, учебных и больничных. Во время первого прихода в бассейн ребенок бывает сверх – пассивным или, напротив, возбудимым, со склонностью к паническим реакциям.

У некоторых детей с сохраненным интеллектом выявлена одна характерная особенность поведения – если ребенок смело ведет себя в новой обстановке, общаясь с окружающими, беседуя с инструктором, то это не означает, что также смело он поведет себя в чаше плавательного бассейна. На воде такой ребенок может неожиданно испугаться и существенно отдалить цель обучения.

Знакомство ребенка с инструктором осуществляется в спокойной обстановке. Педагог не должен удивляться, реагировать на внешний вид ребенка, его эмоциональную пассивность или, напротив, излишнюю активность, полностью исключить громкий голос и резкие движения. Так же не следует пристально глядеть на ребенка, рассматривать его. Лучше предоставить ребенку возможность самому рассмотреть инструктора, а при желании обратиться к нему с вопросом. В последнем случае у инструктора появится возможность налаживания контакта и начала беседы.

Ребенка, имеющего проблемы умственного развития, необходимо постоянно держать в поле зрения, наблюдать, какие реакции вызывают слова инструктора и его действия, не усиливается ли у ребенка тревога или апатия, не проявляется ли агрессия.

Наши наблюдения за первыми шагами ребенка в бассейне приводят к важному выводу – ребенка с ограниченными возможностями здоровья не надо торопить. Нетерпение, нервозность, суетливость, усталость инструктора усиливают беспокойство ребенка, нарушают двигательную, умственную и эмоциональную деятельность, приводят к возникновению критических ситуаций, связанных с отдалением цели – научить плавать.

Передвижение по лестницам в плавательном бассейне, начиная с первого занятия и в последующих, несет потенциальную опасность создания критических ситуаций с различными последствиями.

Необходимо отметить, что некоторым детям невозможно, в силу специфики заболевания или поражения передвигаться самостоятельно.

Обеспечить лучшую безопасность для таких детей позволяет использование специальной коляски для передвижения. Так, большинство страдающих последствиями ДЦП передвигаются по лестнице с помощью гусеничного лестничного подъемника.

В некоторых случаях воспитатели детского сада приносят ребенка в бассейн на руках или привозят на коляске, поскольку он не умеет ходить.

Действия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в раздевалке имеют два основных варианта: ребенок самостоятельно обслуживает себя и ему оказывает помощь воспитатель либо инструктор. Часто скамейки в раздевалках расположены по центру помещения. Не имеют спинок и подлокотников. Это делает их опасными для использования детьми с нарушениями двигательной координации, создает опасные условия для здоровья инструктора при оказании помощи ребенку с недостатками умственного развития, при отсутствии последнего контроля за своими действиями. Поэтому следует ставить скамейки к стене, чтобы у ребенка была возможность облокотиться спиной.

В спуске в воду отмечаются следующие основные условия формирования критических ситуаций и применения различных методов предупреждения их развития:

• Неправильное начало спуска в воду по вертикальной лестнице в положении лицом вперед. Инструктор показывает, удерживая ребенка за руки, как стоя на бортике, нужно поворачиваться спиной к воде и спускаться;

• Невозможность, в силу специфики заболевания, выполнения хвата руками за поручень. В этом случае инструктор, удерживая за кисти и прижимая к поручню, передвигает ребенка в направлении вниз;

• Невозможность, в силу специфики заболевания правильной постановки стопы на перекладину лестницы. Помощник инструктора удерживает ребенка за кисти, а инструктор, находясь в воде, помогает установить ногу ребенка на перекладину лестницы.

• Ребенок неуверенно удерживается на вертикальной лестницы при спуске в воду и подъеме из воды. В данный момент инструктор, находясь в воде, удерживаясь руками за поручень, подставляет одну руку для страховки таким образом, чтобы в случае отрыва рук ребенка от поручня инструктор смог его поймать.

Есть дети, которые, в силу специфики своего заболевания, не могут спускаться по лестнице. В этом случае спуск в воду осуществляется с бортика либо с использованием специального подъемника.

На занятиях должны широко использоваться звуковые и речевые сопровождения, так как слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод. Необходимо оценивать любые, даже самые незначительные, сдвиги детей в двигательной подготовленности при выполнении отдельных упражнений.

При обучении плаванию детей с нарушением интеллекта необходимо, прежде всего, учитывать психоэмоциональное состояние обучаемых, так как от этого зависит эффективность всего занятия. Привыкание к воде у детей с особыми потребностями в развитии может растянуться на весь учебный год.

При выполнении упражнений должен строго соблюдаться принцип от простого к сложному. Упражнение, если оно достаточно сложное для ребенка, должно осваиваться целостно – раздельным методом

У детей с последствиями церебрального паралича зачастую отмечаются трудности с захватом одной или двумя руками края плавательной доски, поручня и бортика бассейна.

В данном случае необходимо проявить максимум внимания и оказывать ребенку необходимую помощь, учитывая затруднения в выполнении суставных движений и особенно спонтанно выполняемые неконтролируемые движения конечностями и головой.

С детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе проведения занятии по плаванию необходимо осуществлять индивидуальный подход; предотвращать наступление утомления, используя разнообразные средства; активизировать познавательную деятельность; развивать речь и навыки двигательной деятельности; поощрять успехи детей; развивать веру в собственные силы и возможности.

Публикации по теме:

Профессиональные деформации педагога и их преодоление «Проффесиональные деформации педагога и их преодоление» подготовила: ЯковлеваВ. А. Как показывают исследования (М. В. Прокопцева, 2010, Г. К.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Игры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возрастаИгры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возраста Основной задачей педагога, работающего с детьми раннего возраста, является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению.

Картотека игр на преодоление двигательного автоматизмаКартотека игр на преодоление двигательного автоматизма Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание.

Конспект занятия по плаванию для детей с ОВЗ «Юные космонавты»Конспект занятия по плаванию для детей с ОВЗ «Юные космонавты» Программные задачи: 1. Создать радостное, праздничное настроение. 2. В игровой форме выявить, систематизировать и закрепить знания детей.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Библиотека изображений:

Публикация Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Быковская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей с ОВЗ
Опубликовано: 9 января 2020 в 22:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД