Лучший педагог года

Формирование познавательных БУД в рамках реализации ФГОС

Светлана Матушкина
Формирование познавательных БУД в рамках реализации ФГОС

Выступление «Формирование познавательных БУД в рамках реализации ФГОС»

Матушкина С. Е., учитель начальных классов

Глазов, МКОУ «ОШ №5»

Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования. Эти изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающихся с умственной отсталостью) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. При этом основные структурные компоненты деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты. Эти изменения зависят от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. Выделены 4 компонента деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Публикация «Формирование познавательных БУД в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного трудА.

БУД включает четыре их группы:

1) личностные БУД;

2) коммуникативные БУД;

3) регулятивные БУД;

4) познавательные БУД.

БУД соотносятся с личностными и предметными образовательными результатами. Личностные результаты – личностные и коммуникативные БУД. Предметные результаты – регулятивные и познавательные БУД.

В коррекционной работе выбор направленности формирования тех или иных БУД, должен определяться на основе дифференцированного подхода с учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (например, в рамках выделенных В. В. Воронковой уровней обучаемости, а в условиях индивидуальной работы – на основе анализа структуры дефекта конкретного обучающегося. Таким образом, связь видов БУД с определенными учебными предметами и курсами определяется с учетом: 1) содержания учебного предмета, коррекционного курса или внеурочной деятельности обучающихся; 2) используемых образовательных технологий, методов и приемов обучения, воспитания, коррекционной работы; 3) организационных форм, используемых в образовательном процессе.

В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у обучающихся.

И сегодня мы хотим представить материалы из личного опыта работы по формированию познавательных БУД.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать;

писать;

выполнять арифметические действия;

наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

Задания, направленные на формирование познавательных БУД.

Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:

– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);

– на что похоже?;

– поиск лишнего;

– лабиринты;

– работа с разного вида таблицами;

– работа со словарями;

- различный дидактический материал,

-алгоритмы

Предлагаем рассмотреть некоторые приемы, методы, дидактические игры и различные задания, направленные на формирование познавательных базовых учебных действий.

1) Сравни примеры: 5+3 и 3+5 (Данный прием используем на этапе актуализации знаний, находим сходства и отличия- ставим проблемный вопрос- изменится ли результат сложения, если поменять местами слагаемые- таким образом мы постепенно подводим учащихся к знакомству с переместительным свойством сложения)

2)Игра «Угадай буквы»-перед минуткой чистописания (буквы спрятались за ширмой)

3) Найди лишний пример: 2+2+2, 2+3+2, 2+2-используем также на этапе актуализации знаний- тем самым мы подводим детей к знакомству с действием умножения, учим заменять сумму одинаковых слагаемых умножением

4)Прочитай слова. Определи, чем похожи все слова и найди лишнее слово

город

гараж

Глазов

гудок

газон

5) Для формирования познавательных буд эффективным приемом является Прием «Верные и неверные утверждения»(он используется как на этапе актуализации знаний, так и на этапе закрепления)

утверждения До обсуждения После обсуждения

хлеп

дуб

снек

мороз

6) Можно использовать и Ребусы: при работе со словарными словами или активизировать внимание детей можно использовать следующий ребус- Кто же к нам спешит сегодня на урок, вы узнаете, если расшифруете слово:

Сме (х)+шарики

7) Следующая игра -Игра «Фотоглаз» (не более 6 слов, но в нашем примере мы использовали 8 слов, так необходимо по теме урока

Запомнить слова и через 9 секунд повторить по памяти….

Ум

Дом

Арбуз

Репа

Еда

Нитки

Игла

Ель

Соединив первоначальные буквы каждого слова сверху вниз, вы узнаете над чем мы сегодня будем работать?

8)Метод Базарного

Игра «Угадай задуманное слово» (с помощью кубиков). Данную игру можно использовать на этапе изучения нового материала, либо на этапе закрепления.

Я загадала слово. Оно очень интересно, а чем, вы узнаете позже. Сначала мы его соберем из букв на кубиках.

1) С этой буквы начинается слово «заяц»

2) Эта буква первая в алфавите

3) Эта буква следует в алфавите за буквой «Л»

4) Это звук ударный в слове «ослик»

5) Этот звук последний в слове «ластик»

Прочитайте задуманное слово про себя. (ЗАМОК)

Далее мы используем прием Шалвы Амонашвили «Нашептывание ответов на ухо». Вся эта процедура в связи с одной задачей не должна занимать более четырёх-пяти минут. Приём нашептывания на уроке помогает тем, что задание предложенное детям для решения, сохраняется до тех пор, пока его не решит большинство. Есть ещё такая особенность у этого приё ма: за несколько минут учитель может поговорить со многими, притом в непосредственной, интимной, доверительной форме, один на один. Ожидание пообщаться с учителем в такой форме имеет большую силу положительного эмоционального стимулирования, как познавательной деятельности, так и волевых усилий.

-Что-то я не поняла, у кого-то получилось слово ЗАМОК, а у кого-то ЗАМОК. Почему так получилось? Отчего зависит значение слова?

9) Игра «Волшебный сундучок» (фанты- прочитай слова по теме «Парные согласные на конце слова» и вставь пропущенные буквы в конце слова (сне, хле, горо, моро, лё… - на этапе закрепления.

Очень важно помнить о том, что немаловажную роль играет положительный эмоциональный настрой на рабочий лад с целью активизации внимания и познавательной деятельности обучающихся:

*С этой целью мы применяем следующие приёмы- Прием «Хорошее настроение»

Оборудование: кружочки желтого, зеленого, синего и красного цветов.

Инструкция: В начале урока учитель, настраивая ребят на урок, сообщает:

- желтый цвет- это цвет солнца. Оно теплое и ласковое. Пусть и атмосфера в классе будет теплой и доброжелательной.

- Синий цвет- это цвет воды. Хотелось, чтобы вы получили на уроке хоть капельку знаний. Пусть наш урок будет познавательным.

- зеленый цвет- цвет спокойствия, цвет пробуждения природы. Пусть на уроке царит тишина и спокойствие и урок будет живым.

- красный цвет – это праздничный цвет. А всё праздничное запоминается. Пусть сегодняшний урок будет запоминающимся.

*метод хохочущих фотографий. Автор данного метода- психолог Алексей Чалый.

Внимание на экран. У кого, такое же настроение, как у этих ребят, похлопайте в ладоши. Я рада, что у многих из вас на лицах улыбки, а улыбка- это залог большого успеха. Надеюсь, что каждый из вас стремится к успеху. А тот, кто стремится, то обязательно получится.

У хохочущих фотографий особая аура, помогающая избегать конфликтов и споров по мелочам. Глядя на такую веселую фотографию, даже буки и капризули начинают чаще улыбаться, а серьезные и усталые взрослые наконец-то вспоминают, что и в их застегнутой на все пуговицы душе есть частичка детской радости и беззаботности. Ведь смех, который дарят хохочущие фотографии – лучший лекарь и помощник во всех делах!

Заключение.

Таким образом, для формирования познавательных базовых учебных действий необходимо: создавать образовательную среду обучающихся на основе дифференцированного и деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование познавательных БУД в рамках реализации ФГОС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Матушкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование познавательных БУД в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 16:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД