Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по карте»

Татьяна Коруц
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по карте»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 «Маленькая страна»

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по карте»

Автор: воспитатель Коруц Татьяна Александровна

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Сроки реализации проекта : краткосрочный

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.

Продукт проектной деятельности :

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Путешествие по карте“» размещена в разделах

Карта мира с животными,

Карта мира с мировыми достопримечательностями,

Лэпбук «Путешествуем по миру».

Арт-доска «Магниты путешественников»

Введение

Не секрет, что дети-дошкольники по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Малышей интересует всё вокруг, они размышляют, зачем и почему, задают вопросы, предлагают свои решения, иногда очень нестандартные.

Я убеждена, что первые основы по изучению окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений, более того, изучение окружающего мира можно и нужно разнообразить изучением основ географии. Ребята в дошкольном возрасте с интересом и лёгкостью впитывают всю новую информацию. Поэтому изложенные доступным и интересным языком объяснения и задания будут способствовать расширению кругозора дошкольника. А полученные знания обязательно пригодятся в младших классах на уроках окружающего мира.

Актуальность проекта :

Разностороннее развитие личности ребенка невозможно без получения знаний о разных сторонах жизни человека. Малыши, как и взрослые, чувствуют себя комфортно в условиях, когда окружающая действительность им понятна. Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь. География – для них – это просто кладезь интересных и необычных тем, благодаря которым они значительно могут расширить свой кругозор. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира. Они учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы «Для чего нужен глобус?», «Почему поверхность глобуса раскрашена в основном в синий и голубой цвета? Почему у глобуса белая верхушка?» заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно-следственные связи. Такие знания помогают детям узнать что-то новое и интересное, формируют эрудицию, учат воспринимать и анализировать информацию, прививают интерес к большому миру вокруг нас.

Проблема проекта :

Дошкольный возраст — возраст «Почемучек». Очень часто от детей можно услышать вопросы: «Почему бывает день и ночь?», «Почему на Севере холодно?», «Почему тигр полосатый?». На сегодняшний день к нам привозят много экзотических фруктов. Дети видят бананы, апельсины и задают вопросы: «А почему бананы не растут у нас?», «А где это Африка?», «Что написано на апельсине?». У многих детей дома появилась импортная техника: автомобили, холодильники, телефоны, стиральные машины. Дошкольники стали интересоваться, как это импортные вещи и откуда их привезли. Читая различные сказки английских, немецких, шведских писателей, ребята стали интересоваться, где живут герои сказок и почему у многих героев такие странные имена как Кай, Ганс, Нильс. Ответы на возникающие у детей вопросы, беседы привели к пониманию того, что у моих ребят недостаточные разрозненные естественно - научные представления, отсутствует у них система знаний и представлений о мире. А также недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды группы по теме.

Гипотеза проекта : если целенаправленно формировать стремление познавать окружающий мир, то это приведет к развитию познания. Познание - функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.

Цель проекта : Обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно-научных представлений об окружающем мире.

Задачи:

Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках, приобщать к работе с глобусом, картой, компасом

Познакомить детей с животным миром, обитающим на материках

Воспитывать представление о странах и населяющих их народах, знакомить с достопримечательностями каждой страны

Придавать творческий, исследовательский характер процессу изучения окружающего мира

Принципы реализации проекта :

Принцип доступности изучаемого материала. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей – дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.

Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира.

Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

Принцип интеграции образовательных областей. Ознакомление с окружающим миром взаимодействует (интегрируется) в разных видах деятельности и организованы в соответствии с образовательными областями ГОС ДО.

Принцип гуманизации. Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, неограниченных возможностей развития личного потенциала и уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Систематизировать знания по данной теме.

2. Сформировать устойчивый интерес к дидактическому материалу.

3. Развить умственные коммуникативные способности.

Родители:

1. Активное включение в образовательный процесс.

2. Обогащение опыта совместной деятельности с ребенком.

Педагоги:

1. Повышение теоретического уровня и профессиональных умений.

2. Внедрение современных методов и технологий.

3. Самореализация всей деятельности проекта.

Модель трех вопросов

Что знаю?

• На нашей планете 6 материков.

• На нашей планете очень много животных и растений

•. На нашей планете живут люди разных национальностей.

Что хочу узнать?

• Какие на материках обитают животные, какие растут растения.

•На каких языках говорят люди разных материков, какой у них цвет кожи, чем они занимаются.

Как узнать?

• Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием материков, стран.

• Посмотреть мультфильмы, почитать книги по данной теме.

•Спросить у родителей, воспитателей

Ресурсное обеспечение проекта :

Кадровое: воспитатель – автор проекта, воспитанники детского сада, родители

Информационное: источники информации по страноведению (интернет, журналы, методический материал, наглядный дидактический материал).

Материально-техническое: глобус, карта мира, компьютер, планшет, USB-носитель, телефон.

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное

Формы реализации проекта :

Деятельность педагога:

беседы

познавательные рассказы воспитателя

чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)

использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)

прослушивание музыкальных произведений

викторины

презентации

Деятельность детей:

речевые игры, описательные рассказы

дидактические игры с предметными картинками

художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)

Взаимодействие с родителями воспитанников:

консультации, рекомендации, памятки

практические задания

Этапы / содержание / виды деятельности.

I этап – диагностический.

Диагностика проводилась по следующим критериям:

наличие интереса к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, умение устанавливать различные взаимосвязи; владение системой эталонов;

познавательный интерес к социальным явлениям, к прошлому и настоящему жизни страны, к жизни людей в родной стране и многообразию народов, ее населяющих;

навыки организации и осуществления познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с собственными замыслами;

широта кругозора, способность интересно и с увлечением делится своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

В результате наблюдений и проведенной диагностики по познавательному развитию было выявлено, что дети:

не умеют «читать» простейшую графическую информацию в виде плана, схемы, карты, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);

редко проявляют умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм и использовать его в познавательно-исследовательской деятельности;

имеют недостаточные знания о многообразии растительного и животного мира планеты, об особенностях их приспособления к окружающей среде;

демонстрируют недостаточную активность в разных видах познавательной деятельности; редко по собственной инициативе экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют сообразительность в процессе их решения;

II этап - подготовительный

Погружение в тему проекта, предварительная работа с детьми, родителями, подбор методической литературы для реализации проекта, подбор наглядно-дидактического, демонстрационного материала, подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр,

Подбор методической и художественной литературы:

-«Почему у белого медведя нос черный (Юкагирская сказка);

А. Усачев «География в стихах;

С. Я. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей?»;

Р. Киплинг «Почему у слона нос длинный»;

Индийская народная сказка «Волшебная чаша»;

Итальянская народная сказка «Дворец из мороженого»;

Японская народная сказка «Волшебное зеркало»;

Детская энциклопедия «Мир вокруг нас».

Детская энциклопедия «Энциклопедия животных».

Подбор видеоматериалов:

Развивающие мультфильмы: «Уроки Тётушки Совы - Веселое кругосветное путешествие. ";

Мультфильм «Катерок»; «Маугли»

Подбор дидактических игр:

-«Народы мира»;

-«Достопримечательности мира»;

- «Найди животных и назови»;

-«Узнай по контуру»;

- «Где это находится»;

-«Растения и животные мира».

Макет «Африка»

Макет «Антарктика»

Подбор сюжетно-ролевых игр:

- «Мы - путешественники»;

- «Необитаемый остров»;

- «Мореплаватели».

III этап - основной

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Работа с картой мира.

-«Для чего нужна карта,

-«Какую поверхность Земли занимает вода, а какую – суша?»,

- «Мировой океан. Из каких океанов он состоит?»,

-«Что такое государство, его столица? Как на карте обозначают границы государств?».

Беседы:

«Что такое глобус?», «Где находится материк» (с использованием глобуса и карты, «Какие животные живут в разных странах», «Народы мира», «Что такое саванна, пустыня», «Что такое северный полюс», «Чем индейцы отличаются от индусов».

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы - путешественники»;

- «Необитаемый остров»;

- «Мореплаватели».

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы, энциклопедии:

-«Почему у белого медведя нос черный (Юкагирская сказка);

А. Усачев «География в стихах;

С. Я. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей?»;

Р. Киплинг «Почему у слона нос длинный»;

индийская народная сказка «Волшебная чаша»;

итальянская народная сказка «Дворец из мороженого»;

японская народная сказка «Волшебное зеркало»;

детские энциклопедии

Речевое развитие

Чтение сказки Р. Киплинга «Маугли». Сравнение – «Леса России и джунгли Индии»; «Сравнения Антарктиды и Арктики»

Составление описательного рассказа:

«Животные разных стран»,

IV этап – заключительный

Систематизация материалов. Создание продукта детской деятельности:

Карта мира с макетами к и животными,

Карта мира с мировыми достопримечательностями,

Лэпбук «Путешествуем по миру».

Арт-доска «Магниты путешественников» (Совместно с родителями)

Подведение итогов.

Итоги проекта :

- Закрепились представления дошкольников о многообразии стран и народов мира, их традиций.

-Повысился уровень познавательных интересов дошкольников при знакомстве с окружающим миром.

-Дети приобрели значимый опыт в творческой и познавательной деятельности.

- Повысилась мотивация родителей на приобщение к дошкольному образованию, в том числе на развитие социального и эмоционального интеллекта, чувственности, предпосылок толерантности;

- Повысилась заинтересованность родителей в дошкольном образовании детей, подтвердилась результативной совместной творческой деятельностью в рамках данного проекта.

И в заключении хочу добавить.

Дидактический смысл моей проектной деятельности я вижу в том, что именно эта деятельность, играя помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному воспитанию и познавательной деятельности. 7

Изучая географию, мы учим дружбе всех народов Земли, учим уважать и любить свою Родину и народы мира. Это актуально во все времена, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Мебель»Познавательно-исследовательский проект «Мебель» Проект «Мебель» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель группы Петрушина.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Познавательно-исследовательский проект «Зимняя лаборатория»Познавательно-исследовательский проект «Зимняя лаборатория» Актуальность: Зима способствует изучению вопросов, связанных с таким природным явлением, как снег, лёд, холод. Именно данное время года.

Публикация Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по карте» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Коруц на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по карте»
Опубликовано: 20 января 2024 в 08:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД