Папки-передвижки

Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании дошкольника

Рябошапко Наталья
Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании дошкольника

Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании дошкольника

Прежде чем рассмотреть место и роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей, охарактеризуем основные понятия исследования, а именно термины «гендер», «полоролевая социализация», «гендерное воспитание», «гендерная идентичность».

Публикация «Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании дошкольника» размещена в разделах

На основе многочисленных исследований, ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род) [2, С. 33], подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово пол подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами.

Термин «гендер» был заимствован российскими исследователями у зарубежных коллег, которые начали заниматься вопросами гендерных различий, феминизации и маскулинизации общества ещё в 60-х гг. прошлого столетия. В научный оборот этот термин ввел американский педагог Дж. Скотт.

Термины «гендерный» и «полоролевой» в толковых словарях используются как понятия-синонимы. Меду тем, нам думается, здесь прослеживается некоторая разница. Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. Девочки проводили большую часть времени с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал отец. Дети постоянно общались со своими родителями, в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами [2, с. 34].

Реализация гендерного подхода связана с проблемой полоролевой социализации человека. «Сущность полоролевой социализации, как стихийной, так и относительно социально контролируемой (т. е. воспитания, состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизменяясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношений полов», - пишет А. В. Мудрик.

В более узком и строгом смысле термин «гендер» означает «социальный пол» - социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [6, С. 28]. Социальный пол ребёнка складывается в процессе идентификации.

Идентификация – психологический процесс, в ходе которого личность отождествляет и сравнивает себя с другими и других с собой, формирует идентичность. Данный процесс характерен и для формирования гендерной идентичности.

Гендерная идентичность - одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает половая идентификация [5, С. 48]. Половая идентификация - это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.

Процесс гендерной идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И. С. Кон, до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Первичная гендерная идентичность складывается уже к полутора годам. С возрастом, объем и содержание этой идентичности меняются, причем это часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Дети научаются различать свой пол в возрасте около полутора лет, а пол воспринимаемых людей значительно раньше - уже на первом году жизни. Позднее ребенок дифференцирует людей в зависимости от их пола, разделяет на «тетей» и «дядей», «мальчиков» и «девочек» и осознает себя представителем определенного пола [1, С. 22].

Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Подведение самого себя под некоторое общее понятие наиболее затруднительно для ребенка. Закрепление понимания собственного пола происходит с формированием понятий и развитием речи. Просматривается специфика при формировании понятий «мальчик», «девочка», «человек» .

Образ я-девочка и я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Так было замечено что, если музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек, и наоборот. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.

По мнению А. Г. Хрипковой и Д. В. Колесова, знание собственной половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение, т. к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают "ты - мальчик" или "ты - девочка". Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием [9, с. 35].

В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными [8, С. 34].

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей четкостью в определении полового образа. Именно в возрасте 4-5 лет дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности и аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», а также проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям [8, С. 37].

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий.

Изучение особенностей половозрастной идентификации, т. е. способности построения возрастной последовательности себя как мальчика или девочки, свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста (2-3 года) идентифицируют себя с младенцами, а иногда с дошкольниками или школьниками. То есть они не умеют выстроить возрастную хронологию.

На предложение взрослого показать на картинке, какой он сейчас, дети этого возраста, указывая на изображение младенца, отвечают, что сейчас они еще маленькие, зато потом будут большими. Или же, идентифицируя себя с образом дошкольника или школьника, аргументируют свои ответы тем, что они уже большие. По-видимому, это связано с особенностями отношения родителей и воспитателей к детям, которые относятся к ребенку как еще маленькому или же, напротив, внушают им, что они уже большие, стимулируя к проявлению большей самостоятельности и инициативности.

Дети 4-5 лет тоже еще не все способны выстроить половозрастную последовательность. Однако дети данного возраста идентифицируют себя чаще или с дошкольниками или же со школьниками, аргументируя выбор словами: "Я большой", "Я скоро пойду в школу", "Он большой и я большой". Случаи идентификации себя с младенцами у четырехлетних детей крайне редки, но еще наблюдаются. В этом случае можно предположить, что в семье их до сих пор считают маленькими и в чем-то ограничивают их возможности или этот образ психологически ближе, роднее и они чувствуют себя там комфортнее [6, С. 41].

И только в старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию безошибочно: младенец - дошкольник - школьник - юноша - мужчина - старик. Старший дошкольный возраст - это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: "Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики - штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы".

О несформированности гендерной идентичности, по мнению В. Е. Кагана, доктора медицинских наук, президента Санкт-Петербургской Ассоциации гуманистической психологии, свидетельствуют несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:

• предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

• стремление быть с взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

• активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

• рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

• стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.

Процесс формирования гендерной идентичности дошкольников возможен только при воспитании детей с учетом их половой принадлежности и различий. В педагогической науке можно выделить два противоположных направления воспитания детей в этой плоскости. Физиолого-педагогическое направление воспитания детей разного пола в отечественной педагогике изучается В. Д. Еремеевой, Д. Н. Исаевым, В. Е. Каганом, Д. В. Колесовым, Т. П. Хризман, А. Г. Хрипковой и др. [5, с. 7]. Исследователи отмечают, что основные биологические различия между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) не являются предметом споров, но проявления маскулинности и фемининности выражаются в индивидуальных вариациях поведения.

Гендерное направление в педагогике (О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина и др.) определяет, что кажущиеся естественными различия между мужским и женским не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, являющегося легитимным в данном обществе.

Гендерный подход в педагогике предполагает изучение того, как социально определенные роли и обязанности формируются в различных сообществах и образовательной системе в целом, каким образом у одного пола (девочек или мальчиков) возникает преимущество над другим и при каких обстоятельствах складываются взаимоотношения девочек и мальчиков как равноценных партнеров (Е. И. Каменская, И. С. Клецина, Л. И. Столярчук, Л. В. Штылева и др.) [5, с. 10].

По мнению Н. Г. Кутеевой, гендерное воспитание – это гармонизация полоролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. Научно-теоретический анализ исследований позволил автору обозначить интегрированное направление полоролевого воспитания с учетом психофизиологических особенностей детей, личностной ориентированности технологий воспитания, а также культурных и семейных традиций в полоролевой социализации детей.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план.

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Гендерное воспитание, в отличие от психосексуального, где в центре стоит половое просвещение и половая гигиена, по существу, является важной частью нравственного воспитания (И. С. Кон [6], Т. А. Репина, В. А. Сухомлинский и др.). Оно включает в себя формирование у детей полоролевых представлений, полоролевого опыта, качеств мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) (Л. А. Арутюнова, Н. К. Дедовских, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина и др.) .

Гендерное воспитание в детском саду и семье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения.

В ряде исследований понятие «гендерное воспитание» рассматривается с различных сторон. Это:

• «часть социально-нравственного воспитания, связанного с рядом педагогических и специальных медицинских проблем» (Е. А. Аркин, Д. В. Колесов);

• «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» (Д. В. Колесов, З. Г. Костяшкин, А. Г. Хрипкова);

• «освоение роли мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно моральными и гигиеническими требованиями» (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган);

• «педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации» (М. А. Радзивилова, Л. И. Столярчук).

Очень многое в гендерном воспитании зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от того, стимулируют у детей взрослые - родители, воспитатели детского сада - процесс полоролевой социализации или он осуществляется стихийно и определяется только тем, какой образец для подражания находят дошкольники в семье, детском саду, окружении.

Важность воспитания качеств мужественности и женственности с дошкольного возраста подчеркивал В. А. Сухомлинский: «Уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину».

Значение процесса полоролевой социализации подчеркивал И. С. Кон. Он отмечал, что не только семья, но и общество сверстников оказывает существенное влияние на процесс полоролевой социализации ребенка, являясь «исключительно важным агентом половой социализации» [6, с. 65].

Гендерное воспитание целесообразно на всех этапах дошкольного детства (раннее детство, младший, средний, старший дошкольный возраст); в разных сферах микросреды личности (семья, детский сад, группы сверстников и др.); с участием всех субъектов воспитания (дети, родители, педагоги, целостное пространство дошкольных образовательных учреждений).

Группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей: у ребенка развиваются навыки общения с другими детьми, он осваивает и разнообразные виды совместной деятельности, здесь формируются первые отношения со сверстниками. В дошкольные годы начинают проявляться различия в интересах мальчиков и девочек (в тематике игр, рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности).

Педагогам нужно выбирать способы взаимодействия с мальчиком или девочкой, которые способствуют позитивному и адекватному становлению их половой идентичности, т. е. развитию свойств, качеств, особенностей поведения, адекватных полу и соответствующим половым ролям, закрепленным в обществе.

Педагогам необходимо также знать возрастные этапы полоролевого развития дошкольников, этапы их социализации:

а) 4-5 лет - период первичного формирования образа «Я» как представителя определенного пола (ребенок отличает мальчика от девочки по внешним признакам, получает первые представления о содержании половых ролей и предписаниях общества);

б) 5-6 лет: дети усваивают необратимость своего пола, и возникает идентичность;в) 7 лет и старше: половая идентичность углубляется, обогащается, получает развитие полоролевое поведение, завершается гендерная идентификация [3, с. 171].

Кроме того, воспитатели ДОУ должны знать задачи гендерного воспитания на каждом этапе полоролевого развития дошкольников.

Анализ теоретических исследований таких авторов, как А. А. Абраменковой, П. П. Блонского, В. Е. Кагана, Д. В. Колесова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Т. А. Репиной, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипковой и др., результаты практических наблюдений позволили нам определить задачи гендерного воспитания младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет) :

формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; развитие умений адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и собственное; создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в реальных и игровых взаимоотношениях со сверстниками; формирование гендерной дифференциации; воспитание потребности заботиться о своем организме, внешнем виде.

Задачи гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) :

формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, эталонах мужественности и женственности; развитие понимания партнерского характера жизни в семье и детском саду; формирование гендерной идентичности и элементарных знаний о своем организме, физических особенностях; воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье (на доступном возрасту уровне, внешнем виде, чистоте; формирование основ гуманного отношения к людям.

Задачи полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) :

формирование гендерной идентичности как единства переживаний и поведения; познание ребенком самого себя; развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние уважительные отношения со сверстниками; формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; развитие навыков к выполнению гендерного репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности; формирование представлений о правилах поведения и установления безопасных взаимоотношений с незнакомыми людьми.

Итак, под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами.

Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки - дочери, жены, матери.

Проблема гендерной идентификации является одной из важнейших проблем в психологии, ведь без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ мужественности и женственности.

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраляКонсультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраля В рамках проектной деятельности «Поздравляем наших пап с Днем Защитника Отечества» подготовили для пап консультацию и поздравительное.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании дошкольника
Опубликовано: 23 октября 2023 в 19:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД