МААМ-картинки

Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины (6 фото)

Тутаева Надежда
Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины

Творческая группа

учителей-дефектологов (тифлопедагогов):

Филиппова Н. А. ,

Фомина С. Ф. ,

Киселева Г. А. ,

Тутаева Н. Ю.

МАДОУ «Детский сад №9 «Журавлик»,

г. Великий Новгород

Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) проводит специальные коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения зрения. Одним из видов таких занятий является развитие зрительного восприятия. Это обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего.

Публикация «Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины» размещена в разделах

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, анализ у детей со зрительными нарушениями, где требуется зрительный контроль, происходит сложнее, они носят замедленный характер. Поэтому, чтобы подготовить ребенка с нарушением зрения к восприятию сюжетного изображения в старшем дошкольном возрасте, необходимо последовательно и поэтапно развивать свойства восприятия, такие как: предметность, константность, избирательность, целостность.

На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи.

В младшем и среднем возрасте учим детей с нарушением зрения правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами в играх: «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подбери пару» и другие.

Учим сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами. Например, такие игры и упражнения: «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветно)», «Совмести контурное и силуэтное по изображение», «Найди предмет по контурному и силуэтному изображению» и другие.

У детей в возрасте от 4 до 5 лет восприятие постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующем.

В своей практической коррекционно-педагогической деятельности при рассматривании сюжетной картины с детьми среднего дошкольного возраста мы используем разные варианты заданий и упражнений.

Предлагаем варианты заданий и упражнений по картине «Дети гуляют в парке осенью».

(ФОТО 1).

Беседа по картине (по вопросам педагога): учить видеть основной сюжет картины (кто, что, где, когда).

Силуэты мальчика и девочки: моделирование пространственных отношений объектов на плоскости.

Выкладывание силуэтов на фланелеграфе (по образцу, по памяти). (ФОТО 2).

Разноцветные листочки: развитие умений видеть сенсорные эталоны в сюжетном изображении (цвет, форма).

- «Найди такой же листочек, как у мальчика». Выбрать из множества.

(ФОТО 3).

- «Найди на карточке такой же листочек и закрась».

(ФОТО 4)

Выбери осенние картинки: формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Выбор осенних картинок из множества других (осенние, зимние, летние). (ФОТО 5).

Лабиринт: развитие зрительных функций, внимания, зрительно-пространственной ориентировки, координации движений.

На полу перепутанные дорожки из цветных шаблонов листьев. «Пройди только по кленовым листочкам». (ФОТО 6).

Зрительная гимнастика: «Проследи глазками за листочком» (педагог перемещает зрительный ориентир). (ФОТО 7).

Физкультминутка «Листочки»

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим. Плавное качание руками вверху над головой,

взгляд на руки.

Дунул ветер – полетели. Руки в стороны. Покачивание.

Мы летели, мы летели. Вращение вокруг себя.

И на землю тихо сели. Присели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял Встали.

Закружились, полетели,

И на землю снова сели. Вращение вокруг себя. Сели на место.

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред.

Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство «Экзамен», 2003.

2. Подколзина Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения. // Дефектология, 2002. №6

3. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – СПб. : КАРО, 2007.

4. Рудакова Л. В. Методические рекомендации: «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим» для детей с нарушением зрения. – РГПУ им. А. И. Герцена, 1986.

5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины
Творческая группа учителей дефектологов тифлопедагогов Филиппова Н МАДОУ Детский сад Журавлик г Великий Новгород Подготовка детей с Нарушение зрения Обучение детей с нарушением зрения нарушением зрения к восприятию сюжетной картины
Публикации по теме:

Познавательное мероприятие «День Конституции» для детей с нарушением зренияПознавательное мероприятие «День Конституции» для детей с нарушением зрения Фотоотчет о познавательном мероприятии «День конституции» для детей с нарушением зрения в подготовительных к школе группах. Цель: знакомство.

Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения. Ежегодно Всемирный день зрения.

Проведение подвижных игр на прогулке для детей 5–6 лет с нарушением зренияПроведение подвижных игр на прогулке для детей 5–6 лет с нарушением зрения Фотоотчет о проведении подвижных игр на прогулке для детей 5-6 лет с нарушением зрения. К 5-6 годам кругозор детей расширяется, внимание.

Фотоотчет о проведении развлечения «Здравствуй, осень!» для детей с нарушением зренияФотоотчет о проведении развлечения «Здравствуй, осень!» для детей с нарушением зрения Фотоотчет о проведении развлечения «Здравствуй, осень!» для детей с нарушением зрения. Пролетело самое любимое детворой время года – лето.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Конспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зренияКонспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зрения Цель: закрепить знания о предметах мебели. Задачи: - классификация мебели по назначению; - развитие логического мышления и воображения;.

Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зренияКонспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения. Цель: продолжать формировать представления о внешнем виде и образе.

Библиотека изображений:

Публикация Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тутаева Надежда на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 18:25
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД