Получи документы

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов

Марина Фенухина
Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов

"Счастье – как здоровье :

когда его не замечаешь,

значит, оно есть. "

Иван Тургенев

Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, задача воспитателя - помочь ему в этом. Каждый день в группе должен оставлять у детей и взрослых только положительные эмоции. Воспитанники должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к происходящему.

Публикация «Поддержка уровня здоровья „особого“ ребенка — консультация для педагогов» размещена в разделах

2. Здоровье. В мире около 300 толкований слова «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Поскольку мы имеем дело с непосредственным присутствием различных заболеваний и дефектов у воспитанников, первостепенная задача воспитания «особого» ребенка состоит в организации воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения. Сделать это непросто. Необходимо задуматься над следующими вопросами.

Почему и для чего? - определение целей воспитательного сопровождения.

Что? – выбрать из имеющейся педагогической теории и практики такое содержание оздоровительной работы, которое не навредило бы, а наоборот принесло положительные плоды для каждого воспитанника.

Как? – как оптимально организовать воспитательный процесс.

С помощью чего? – определиться с методами, приемами, технологиями и средствами.

Кто? – командный подход к проблеме, вклад каждого.

Так ли это? – попытаться оценить результаты своих усилий.

Для осуществления вышеперечисленного в первую очередь обязательно необходимо изучить медицинские карты, пронаблюдать за ребенком, провести беседы с родителями, обсуждение с медсестрой, коллегами – поскольку мы имеем дело с 4 группой здоровья и многочисленными вторичными и сопутствующими нарушениями. Проанализировав указанные данные, приходим к выводу - здоровьесберегающая педагогика с «особым» ребенком не может выражаться какой-то конкретной технологией. На практике приходится использовать вариативные элементы различных технологий в зависимости от особенностей воспитанника. Учет личностных особенностей заключается в определении:

1. Физического состояния и развития:

- зрение, слух;

- двигательная сфера, возможность передвижения (самостоятельно, с помощью взрослого или спецсредств, состояние моторики;

- индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, индивидуальный темп работы);

2. Особенности развития познавательной сферы.

3. Особенности эмоционально-волевой сферы:

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение;

- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

- отношения с окружающими;

- особенности поведения.

4. Особенности усвоения знаний, умений, навыков (о себе и об окружающем мире).

5. Наличие противопоказаний к оздоровительным мероприятиям, как со стороны медиков, так и со стороны родителей.

При выборе вариативных элементов оздоровительных технологий педагоги должны четко осознавать цель своей работы - так организовать воспитательное пространство группы, чтобы обучение, развитие и воспитание не сопровождалось нанесением ущерба здоровью детей. Немаловажную роль здесь играет создание благоприятного микроклимата и выработка индивидуального ритма жизни группы. Определяемся с выбором.

Медико-гигиенические технологии (МГТ).

Соблюдаем чистоту в группе, поддерживаем свежий и чистый воздух, температурный режим, освещенность. Используем ионизатор воздуха, бактерицидную лампу, солевую лампу. Предупреждаем наличие монотонных и неприятных раздражителей. Создаем профилактику аллергических расстройств. Придерживаемся требованиям СанПинов.

Физкультурно – оздоровительные технологии.

Как правило, их используют в процессе физкультурных занятий, ЛФК, массажа. Однако, поскольку, 80% всего времени пребывания в школе, дети находятся в группе, мы используем

- элементы оздоровительных игр А. С. Галанова – игры и упражнения, направленные на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний;

- игры и упражнения на развитие и коррекцию анализаторов;

- физкультурные паузы;

- мини гимнастикупосле сна;

- игровой массаж;

- упражнения с массажными мячиками;

- элементы игрового массажаА. Уманской и К. Динейки – комплекс игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами;

- выкладывание на твердую поверхность;

- помещение на релаксационное кресло;

- специальные приспособления по показаниям – воротник Шанца, корсеты, ортопедическую обувь;

- индивидуальный щадящий режим дня;

- учет биоритмов;

В течение дня предупреждаем и минимизируем неправильные позы и положения, создаем индивидуальный двигательный режим.

Особо следует отметить наличие элементов социально-психологических технологий оздоровления – в плане создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата вокруг ребенка. Как следует из анализа анкет родителей – именно этот фактор очень важен. Хорошее настроение и эмоциональное благополучие порой заставляет забыть об имеющихся проблемах. В этом помогает хорошая музыка, которая приятна ребенку. Затем, шутки-минутки. Каждый день нужно от души посмеяться. Смех успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие. Во время смеха организм насыщается кислородом, выделяются «гормоны счастья» - эндорфины. От смеха уменьшается количество гормонов стресса и укрепляется иммунитет. Чтение и рассказывание сказок также благотворно влияет на психику ребенка и одновременно является инструментом развития.

Сюда же отнесем и работу с цветом. Доказано, что цвет оказывает огромное влияние на человека, независимо от того, обращаем ли мы на него внимание или нет. Поскольку у нас нет настоящих условий, чтобы полностью погрузить ребенка в какой-то цвет, необходимый ему в конкретном случае (для снятия возбуждения или активизации внимания и т. д., можно направить сосредоточение на цветовое полотно формата А3. При этом важно, чтобы в поле зрения не попадали посторонние предметы. А еще лучше предложить посмотреть на картинку определенного цвета на компьютере. Как вариант коррекционных оздоровительных технологий в оздоровлении рассматриваем работу с песком, водой, сыпучими телами, глиной. Прежде чем применить, что - либо в работе с конкретным ребенком, обязательно контактируем по этому поводу с родителями. Был проведен опрос семей по оздоровительному направлению. Результаты анализа анкет были следующие:

На вопрос «Являетесь ли вы сторонником оздоровления ребенка» - все ответили утвердительно.

Из методов оздоровления 6 человек выбрали разумное сочетание медикаметозных, народной медицины и нетрадиционных способов; 1 человек отвергает медикаметозное лечение и 1 семья не приемлет нетрадиционные методы.

В плане улучшения здоровья в домашних условиях родители используют массаж, развивающие игры, гимнастику, физупражнения, контрастные ножные ванны, промывание носа, хорошее питание.

На вопрос «Какие способы и мероприятия могут использовать педагоги в школе?» родители указали ЛФК, массаж, занятия с логопедом, прогулки, гигиенические процедуры. Отметили особую важность доброго и душевного отношения.

Из 8 человек одна семья согласилась поделиться опытом домашнего оздоровления ребенка. Таким образом, родители приветствуют оздоровительное направление в школе.

Любая работа должна быть рассмотрена с позиции «Что получилось» и «Над чем нужно еще работать». Поскольку нет определенной формулы оценки качества оздоровительной работы воспитателя, показателями эффективности могут служить:

- отсутствие обострения хронических заболеваний и травм

- отсутствие респираторных заболеваний

- наличие положительного эмоционального фона

-желание детей принимать посильное участие в различных видах деятельности

- желание посещать группу

- наличие хорошего аппетита

- отсутствие у детей приступов и неадекватных реакций

- готовность воспитанников к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками

- отзывы родителей и педагогов

- отсутствие конфликтных ситуаций во взрослой и детской среде

- присутствие проявления чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношениях с окружающими.

Особо следует отметить, что помимо вышесказанного немаловажными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения, являются два обстоятельства:

- во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;

- во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

В заключение хочу привести слова известного хирурга, академика Н. М. Амосова, которые подходят к той категории детей, с которыми мы работаем:

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно».

Литература.

1. Шамова Т. И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М. 2008.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М. ,2004.

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М. ,2005.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Знакомство с музыкальными произведениями,.

Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями «Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями» Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас.

Публикация Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Фенухина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов
Опубликовано: 10 мая 2015 в 08:47
+279Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 169.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД