МААМ-картинки

Картотека дидактических игр и логопедических упражнений по развитию предложно-падежных конструкций

Капралова Римма Юрьевна
Картотека дидактических игр и логопедических упражнений по развитию предложно-падежных конструкций

«Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.

Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: “ Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик. стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла”. - “НА”.

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

«Куда села бабочка?»

Публикация «Картотека дидактических игр и логопедических упражнений по развитию предложно-падежных конструкций» размещена в разделах

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.

Логопед держит в руке игрушку-бабочку или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос:”Куда села бабочка?”.

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т. д.

«Что в чём?» на тему посуда.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На доске выставляются картинки с изображением посуды. (рис. 3)

Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

Аналогичным образом проводится игра “Где что лежит?”

- Где лежит хлеб?

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Где (на чём) жарится рыба?

- Рыба жарится на сковороде.

• «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»

Цель: закрепление предложных конструкций.

Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки (рис. 5) и просит ответить на вопрос:”Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”. Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин.)

Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз.)

«Приглашение к чаю»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

Логопед говорит :

- Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни-Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети отвечают:

- Мишка любит чай с мёдом.

- Винни-Пух - с вареньем.

- Зайчик - с булочкой.

- Лисичка - с печеньем.

Затем логопед спрашивает :”А с чем вы любите пить чай?”.

«Игра в неделю»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает “имя” одноо из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем логопед задает, например такие вопросы:”Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.

«Развивающее лото»

Цели:

• учить детей понимать пространственное значение предлогов

• сформировать представление о предлоге, как отдельном слове

• учить составлять предложения по картинке

Перед началом игры необходимо разрезать карточки со схемами предлогов.

Игра проводится по типу «лото» : воспитатель показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.

В конце игры можно еще раз предложить детям составить предложения по картинкам или назвать предлоги («маленькие слова»).

«Игра в поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД. На доске выставляется макет поезда.

Логопед говорит :

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на полке» помещается во второй вагон, а картинка «Сапоги стоят под стулом» - в третий вагон.

«Скажи наоборот»

Предложить ребенку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - …

Мама положила яблоки на стол. - …

Машина подъехала к дому. - …

Дедушка подошел к забору. - …

«Исправь ошибки»

Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова.

Вот как он прочитал: «Дед в печи, дрова на печи».

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.

«Колобок».

а. Напомнить детям сказку «Колобок» и предложить им рассказать, от кого ушел Колобок, а от кого он не смог уйти.

Колобок ушел:. от бабушки;

. от дедушки;

. от зайца;

. от волка;

. от медведя. Колобок не ушел. от лисы.

б. Дети рассказывают, от кого к кому ушел Колобок:

Колобок ушел: от бабушки и дедушки. к зайцу;

. от зайца. от волка. от медведя

. к волку. к медведю. к лисе

Публикации по теме:

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека дидактических игр и логопедических упражнений по развитию предложно-падежных конструкций (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Капралова Римма Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека дидактических игр и логопедических упражнений по развитию предложно-падежных конструкций
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 21:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД