МААМ-картинки

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода

Михендеева Ксения
Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей»

План по саморазвитию

воспитатель группы №3

Михендеева Ксения Владимировна

Тема: «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников

на основе дифференцированного подхода»

г. Каменск – Уральский 2018-2019 у. г.

Публикация «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода» размещена в разделах

Индивидуальная тема профессионального развития и

самообразования :

«Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников

на основе дифференцированного подхода»

Актуальность данной темы:

Целевая направленность современного образования определяется необходимостью развития личности, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески развиваться как в личной, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить ряд существенных требований парадигмы личностно – ориентированного образования к педтехнологиям : диалогичность деятельностно – творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Технология индивидуальной поддержки хорошо разработана в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии особенно ценными в этом отношении являются работы К. Роджерса, который считал основной задачей педагога – помочь ребенку в его личностном росте.

Особая роль в индивидуальной поддержке отводится ситуации успеха, создание условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личного вклада в решение общих задач.

Каждый человек учится по – своему. Добиться высоких результатов при обучении, развить творческие способности можно только при условии учета индивидуально – психологических различий дошкольников, т. е. при условии реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.

Одним из средств реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе является дифференциация обучения.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.

В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям

Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

Цель – выявить возможность реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе старших дошкольников.

Задачи:

- выявить проблему, показать необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения дошкольников;

- рассмотреть психолого – педагогическую сущность дифференциации и индивидуализации в ОП;

- рассмотреть различные технологии и методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении;

- проанализировать динамику изменения обученности при внедрении дифференциро-ванного подхода.

Источники самообразования :

СМИ, специализированная литература (научная, методическая, интернет, мероприятия по обмену опытом, мастер – классы, вебинары)

Форма самообразования :

Индивидуальный - через индивидуальный план, групповая – через участия в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Ожидаемый результат самообразования :

Повышение своей компетенции в вопросе необходимости дифференцированного под-хода в процессе обучения старших дошкольников.

Перспективный план самообразования на 2018-2019 учебный год

Срок Этапы Содержание работы Форма

отчетности

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных докумен-тов.

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литера-туры по данной проблеме.

3. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей:

«Основные

цели и задачи дифференцирован-ного подхода»

Октябрь - май

Накопительно - практический

1. Изучение реализации принципа индивидуализации.

2. Подбор необходимого оборудования, материалов.

3. Разработка игр, занятий по мате-матике с учетом дифференцирован-ного подхода. Консультация для педагогов

май заключительный

1. Самоанализ и самооценка проде-ланной работы свой группе.

2. Обобщение результатов на засе-дании педагогического совета.

3. Планирование деятельности и перспектив развития. Презентация о проделанной

работе

Публикации по теме:

Презентация «Использование потенциала семьи для реализации принципа индивидуализации в ДОУ» Доклад на тему: «Использования потенциала семьи для реализации принципа индивидуализации в ДОУ» Семья и дошкольное учреждение- два важнейших.

Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до» Из опыта работы: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО» Старший воспитатель МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной.

Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе По мнению Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского уроки труда оказывают положительное влияние на умственное развитие учащихся коррекционной школы. Они.

Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС Тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время. На.

Реализация LEGOтехнологий в образовательном процессе коррекционных групп Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Введение федеральных государственных стандартов.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование.

Семинар-практикум «Реализация дидактических принципов деятельностного метода в образовательном процессе детского сада» Сегодня система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального.

Семинар-практикум «Реализация дидактических принципов деятельностного метода в образовательном процессе современного ДС» Сегодня система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального.

Технология «Портфолио» как средство реализации принципа индивидуализации в образовании дошкольников Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 19:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД