Лучший педагог года

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Нехаева
План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь.

Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа).

Цель: закрепить представление детей об осеннем времени года. Познакомить с поговоркой об осени, вспомнить знакомые загадки. Развивать речь, память. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Содержание:

1. «Осень, осень, в гости просим» - беседа.

2. Знакомство с поговоркой «Сентябрь лето кончает, а осень начинает».

3. Вспомнить с детьми знакомые загадки об осени.

Публикация «План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Слушание: русская народная мелодия «Камаринская».

5. РНС «Мужик и медведь» (беседа).

Литература:

1. И. В. Чупаха «Здоровый ребенок в здоровом социуме», ст. 44, 264.

2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 67, 220.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Доброе слово лечит, а худое калечит» (беседа).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать произведения устного народного творчества. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощение. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Как аукнется, так и откликнется» через РНС «Гуси – лебеди». Развивать диалогическую речь.

Содержание:

1. Знакомство с пословицей «Доброе слово лечит, а худое калечит».

2. Игра «Подбери нужные слова».

3. РНС «Гуси – лебеди» (просмотр мультфильма, пересказ).

4. РНИ «Кто с нами?».

Литература:

1. В. И. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 11.

2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 374.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Счастливая зыбка» (беседа).

Цель: поддерживать положительное эмоциональное отношение. Развивать интерес к колыбельным песням. Формировать знания детей о традициях русского народа. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений. Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька.

Содержание:

1. Беседа с детьми о семье.

2. Разучивание пословицы «У матери – дитя, у кошки – котя, всякому мило своё дитя».

3. Знакомство с предметами обихода – люлькой.

4. Знакомство с колыбельной песней:

Баю – бай, баю – бай, ты собачечка не лай,

Петушок, не кричи, нашу Катю не буди.

5. Рисование «Моя семья».

Литература:

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 75.

2. В. Н. Волчкова «Изобразительная деятельность в старшей группе», ст. 70.

Нравственно – экологическое развитие: комплексное занятие «Хлеб – всему голова».

Цель: закрепить знания детей о том, что хлеб – одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей, выращивающих хлеб. Познакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Отражать знания о сельскохозяйственном труде в последующих играх.

Содержание:

1. Беседа «Хлеб – всему голова».

2. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда.

3. Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом.

4. Пословицы и поговорки о хлебе «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

5. РНИ «Пахари и жнецы».

6. Лепка баранок и калачей (из теста).

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 24.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1996г., ст. 69. «Занятия тестопластикой в кружке».

3. Журнал «Ребенок в детском саду» 2004г., ст. 36.

Октябрь.

Календарно – обрядовые праздники: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».

Цель: познакомить детей с народным календарно – обрядовым праздником – Капустница. Подвести детей к пониманию нравственного урока: «Хвастовство до добра не доводит» через РНИ «Капуста». Развивать интерес к русскому народному творчеству.

Содержание:

1. Беседа по пословице «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».

2. Разучивание считалки:

Среди белых голубей

Где – то скачет воробей,

Воробышек, пташечка,

Серая рубашечка!

Откликайся поскорей,

Вылетай – ка, не робей.

3. РНИ «Капуста».

4. РНС «Заяц – хваста» (пересказ сдетьми).

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 69.

2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 373.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

Цель: воспитывать у детей чувство взаимовыручки и поддержки. Проявлять интерес к правилам поведения, выражать своё отношение к поступкам героев сказки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» через РНС «Крылатый, мохнатый да масленный». Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (как бы я помог героям сказки).

Содержание:

1. Беседа о взаимовыручке и поддержке.

2. Знакомство с пословицами и поговорками о взаимовыручке и поддержке «Друг за дружку держаться – ничего не бояться», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех», «Друзья – больше чем братья родные» - через игру – драматизацию.

3. РНС «Крылатый, мохнатый да масленный» (иллюстрации, чтение).

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 70, 223.

Народные промыслы: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие).

Цель: дать детям представление о строительстве изб на Руси. Познакомить с внутренним убранством избы. Вызвать интерес к пословицам, поговоркам, прибауткам о народном быте и гостеприимстве. Учить отгадывать загадки о предметах крестьянского труда и быта. Познакомить с народным инструментом – ложкой. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Содержание:

1. Беседа «Русь деревянная».

2. Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве.

3. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

4. Знакомство с народным музыкальным инструментом – русской ложкой.

5. Обучение игре на ложках.

Литература:

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 23.

Нравственно – экологическое развитие: «Осенняя ярмарка» (развлечение).

Цель: вызвать радость от восприятия произведений народного искусства. Воспитывать чувство гордости за русский народ. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности.

Содержание:

1. «Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ» - беседа оярмарке.

2. Чтение пословиц, поговорок, закличек.

3. Инсценировка РНП «Голубчик мой Ванюша».

4. Театрализированное представление «Ярмарка».

Литература:

1. «Планета детства – планета творчества», ст. 108.

Ноябрь.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

Цель: формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Подвести детей к пониманию нравственного урока «В согласии жить – никто не одолеет» через РНС «Зимовье». Воспитывать дружеские отношения между детьми. Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.

Содержание:

1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» - беседа.

2. Разучивание пословиц «Сядем рядком, да потолкуем ладком», «Ссора до добра не доводит».

3. РНС «Зимовье» (кукольный театр).

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 32.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 152.

Народные промыслы: «Краса ненаглядная» (беседа).

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Подвести детей к пониманию нравственного урока «За вину умный винит себя, а глупый – другого» через РНС «Лиса и кувшин».

Содержание:

1. Беседа о русских народных промыслах: вологодские кружева, дымковские игрушки, гончарные изделия, гжель, художественная резьба и роспись по дереву, хохлома.

2. Дидактическая игра «Как называется?».

3. Знакомство с РНС «Лиса и кувшин» (настольный театр, пересказ).

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие детей в старшей группе», ст. 48.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 189.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Кто живёт в нашем доме» (беседа).

Цель: развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание знать больше о своей семье (познакомить с составом многопоколенной семьи: бабушки и дедушки, мать и отец, дядюшки и тётушки, дети – братья и сёстры). Воспитывать доброжелательное отношение к взослым, Учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей.

Содержание:

1. Беседа «Кто живёт в нашем доме».

2. Сочиняем сказку «Невероятные приключения взрослых и детей».

3. Разучивание поговорки «Маленький да удаленький».

4. Докучная сказка «Тётушка Арина» (чтение, знакомство).

5. РНИ «У дядюшки Трофима».

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 9.

2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 247.

3. Т. А. Бударина «Знакомство с народным творчеством», ст. 378.

Календарно – обрядовые праздники: «В гостях у бабушки Арины» (итоговое занятие по пройденному материалу за первый квартал).

Цель: поддерживать положительное эмоциональное отношение, прививать любовь к русскому народному фольклору: отгадывать загадки, читать пословицы и поговорки, играть в народные игры. Углубить представления о русской избе – как памятнике русской деревянной архитектуры. Воспитывать интерес к старине.

Содержание:

1. Закрепить знания потешек, пословиц, поговорок, загадок о русском народном быте и гостеприимстве.

2. Аппликация «Русская изба».

3. «Весёлые музыканты» - игра на ложках.

4. Игра «Что нам осень принесла?».

5. РНИ «Заря – заряница».

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 30.

2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 337.

Декабрь.

Нравственно – экологическое развитие: «Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа).

Цель: познакомить детей с характерными особенностями декабря, используя соответствующие пословицы и поговорки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Не хлебом единым жив человек» через РНС «Снегурочка».

Содержание:

1. Беседа по пословице «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

2. Разучивание колядки «Коляда, коляда всех зовёт за ворота». Щедровки:

Щедровочка щедровала,

Под оконцем ночевала,

Чи баран, чи овца,

Подавайте блинца,

Не кусайте, не ломайте,

А по целому давайте.

Щедрый вечер, ой добрый вечер.

3. «Весёлые музыканты» - игра на ложках.

4. РНС «Снегурочка» (мультфильм, беседа).

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 73.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 116.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа).

Цель: воспитывать любовь и уважение к труду, желание трудиться и оказывать посильную помощь, стремиться стать умелым. Учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний.

Содержание:

1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» - беседа.

2. Игра – инсценировка «Труд кормит, а лень портит».

3. РНС «Пастушья дудочка» (настольный театр).

4. «Сделал дело – гуляй смело» - игра на дудочке.

Литература:

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 110.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 42.

«Эти мудрые русские сказки!» (занятие).

Цель: расширять знания детей о величайшем богатстве русской народной культуры – о сказке. Развивать интерес к народным сказкам. Воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Содержание:

1. Викторина по сказкам.

2. «Угадай сказку» (мимика, жесты).

3. Конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу – Ягу.

4. «Придумываем сказки».

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 45.

Календарно – обрядовые праздники: «С Новым годом со всем родом!» (посиделки).

Цель: познакомить детей с традициями празднования Нового года на Руси. Учить ценить прошлое. Развивать духовность, проявлять интерес к истории русского народа, к жизнинарода в разные времена.

Содержание:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Рассказ воспитателя об обычае колядования.

3. Загадывание загадок.

4. РНИ «Бабка Ёжка», «Прялица», «Башмачник».

Литература:

1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 155, 338, 344.

Публикации по теме:

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2023 в 18:45
+167Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Нехаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД