МААМ-картинки

План по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Светлана Кустова
План по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

ПЛАН РАБОТЫ

ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯ ДОО

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

"Детский сад №43 "Ручеек"

города Набережные Челны РТ

Направление и содержание работы Срок Исполнители

Изучение соответствующей литературы Июнь Воспитатели

Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период Июнь Воспитатели

Публикация «План по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

Использование видеозарисовки из приемов работы с родителями в период адаптации как учебное пособие Постоянно Воспитатели

Использование фотоальбомов для предварительного знакомства ребенка с детским садом Постоянно Воспитатели

Предоставление родителям папки--передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".

Проведение консультации, предоставление анкет для заполнения Постоянно Воспитатели,

старший воспитатель, педагог-психолог

Подготовка места для приема детей :

подбор мебели;

Подготовка дидактического материала в соответствии с возрастом;

Оформление приемной:

вынос новых, ярких игрушек;

изготовление "полочки любимых вещей" ребенка; изготовление ярких подвесок Июнь Воспитатели

Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна (представить фонотеку на совещании при заведующем) До 10 июля Воспитатели

Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей До 10 июля Воспитатели

Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке) Июль Воспитатели

Обеспечение детей играми, в которых задействуются кисти рук Постоянно Воспитатели

Использование для общения с детьми игровых методов взаимодействия Постоянно Воспитатели

Неукоснительное соблюдение режима дня для второй группы раннего возраста, смены видов деятельности, сна и прогулок! Постоянно Воспитатели

Обеспечение индивидуальных игр-занятий с детьми разных возрастных групп по их потребностям Постоянно Воспитатели

Своевременное введение ежедневных игр-занятий с детьми, прошедшими период адаптации Постоянно Воспитатели

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

№ п/п Параметры Дополнительный вопрос к матери Оценка в баллах или словесно

I. Поведение

1. 1 Настроение:

бодрое, уравновешенное,

раздражительное, неустойчивое,

подавленное Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка? 3

2

1

1.2 Сон

1.2.1 Засыпание

1.2.1. 2 Длительность:

быстрое до 10 минут, медленное Как засыпает ребенок? 3

2

1.2.1. 3 Характер:

спокойный,

неспокойный

3

1

1.2.1.4 1) использую дополнительные воздействия;

2) без дополнительных

воздействий Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? 1

3

1.2.1. 5 Сон:

длительность соответствует возрасту,

не соответствует возрасту Какова длительность сна? 3

1

1. 3 Аппетит:

хороший,

избирательный, неустойчивый,

плохой Какой аппетит у ребенка? 3

2

1

1. 4 Отношение к высаживанию на горшок:

положительное,

отрицательное Как ребенок относится к этой процедуре? 3

1

1. 5 Навыки опрятности:

просится на горшок,

не просится, но бывает сухой,

не просится, ходит мокрый 3

2

1

1. 6 Отрицательные привычки:

есть (какие, нет Сосет пустышку, палец, раскачивается и др. 1

II. Нервно-психическое развитие

2.1 Возраст 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки Выявляются методом диагностики

2.2 Возраст 1 г. 9 мес. — 2 г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки Соответствует возрасту

Ниже на один эпикризисный срок

Ниже на 2—3 эпикризисных срока 3

2

1

III. Личность

3.1 Проявление познавательных потребностей Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

3.1. 1 В повседневной жизни:

недостаточно проявляет,

не проявляет а) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив? 2

1

3.1. 2 При обучении:

проявляет интерес, активность;

недостаточно проявляет;

не проявляет 3

2

1

3.2 Инициативность

3.2. 1 Инициативность в игре:

проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет сам найти для себя дело:

Да,

нет 3

1

Есть фаза подготовки игры самостоятельно,

с помощью взрослого

Есть элементы воображения;

Да,

нет 3

2

3

1

3.2. 2 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт 3

2

3.2. 3 Инициативность во взаимоотношениях с детьми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт 3

2

3. 3 Результативность:

доводит начатое дело до конца,

не всегда,

не доводит 3

2

1

3. 4 Самостоятельность в игре:

умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого,

не всегда,

не играет сам 3

2

1

3.5 Социальные связи

3.5. 1 Социальные связи со взрослыми:

легко идет на контакт,

избирательно,

трудно 3

2

1

3.5. 2 Контакты с детьми:

вступает легко,

избирательно,

трудно 3

2

1

3.5. 3 Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

есть,

недостаточные,

нет 3

2

1

3.5. 4 Уверенность в себе:

есть,

не всегда,

нет 3

2

1

3.5. 5 Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:

Да,

не всегда,

нет 3

2

1

3.5.6 Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.). Как перенес:

легко,

нет 3

1

3.5.7 Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых К кому именно

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов) :

3 - 2,6 б. – готов

2,5 - 2 б. – условно готов

1,9 - 1,6 б. – не готов

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения ___

Дата поступления в ДОУ ___

Возраст при поступлении ___

Группа здоровья ___

Данные антропометрии: рост ___ вес ___ (при поступлении)

рост ___ вес ___ (через месяц)

Заболевания до поступления ___

Параметры Дни наблюдений/оценка параметров в баллах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Показатели физического здоровья Аппетит в группе

дома

Сон

Стул

Мочеиспускание

Показатели психического здоровья Эмоциональное состояние

Социальные контакты С детьми

Со взрослыми

Познавательная и игровая деятельность

Реакция на изменение привычной ситуации

Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ___

Оценка адаптационного периода : ___

Оценка параметров адаптации

Параметры Оценка /баллы/

3 2 1

Показатели психического здоровья Эмоциональное состояние положительное неустойчивое отрицательное

Социальные контакты с детьми инициативен, контактен вступает в контакт при поддержке взрослого пассивен, реакция протеста

Социальные контакты со взрослыми инициативен, контактен принимает инициативу взрослого реакция протеста, уход от контакта

Познавательная и игровая деятельность активен, проявляет интерес активен при поддержке взрослого пассивен, реакция протеста

Реакция на изменение привычной ситуации принятие тревожность непринятие

Аппетит: N – норма; П – повышен; С – снижен. Сон: N – норма; П – плохо засыпает и просыпается; Н – не спит днем.

Стул: N – норма; Н – недержание; О – отсутствует. Мочеиспускание: N – норма; Ч – частое; Н – недержание.

Степень адаптации :

ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов

СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов

ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов

Вопросы к родителям адаптационного периода у детей, начавших посещать детский сад

Подготовленность к детскому саду. Прогноз и анализ периода адаптации (после первых дней-недель в детском саду)

1. Были ли попытки ходить в ясли, детсад раньше?

2. Почему перестали водить?

3. Режим дня ребенка дома.

4. Особенности темперамента ребенка и его подвижности:

обычный,

очень подвижный,

медлительный?

5. Есть ли «откачка маятника» дома после детсада?

6. Многочисленны ли контакты дома у ребенка, его родителей?

7. Если ли у ребенка тяготение к сверстникам?

8. Есть ли любимая игрушка? (Дать замену с собой.)

9. Был ли проведен «ознакомительный визит» в группу: что показали, что понравилось?

10. Если ли дети, которые понравились?

11. Были ли попытки играть с ними? Удачные ли?

12. Если ли в группе дети, которые постоянно обижают вашего ребенка? Как? Почему (ваше мнение?

Причины в вашем ребенке: медлительный, обидчивый, ранимый, беспокойный, нерешительный, плохо говорит, не умеет играть, не умеет дать сдачи, не умеет удержать игрушку, боится.

Причины в другом ребенке: агрессивный (нападает не только на вашего, гипер активный, неуравновешенный, неуправляемый, непослушный, просто старше, сильнее и не соразмеряет свою силу, другие причины.

Возможность социальных контактов с воспитателем

1. Знает ли ребенок воспитателя, его сменщика, няню?

2. Знает ли, как их зовут?

3. Отдает ли предпочтение кому-либо? Почему?

4. Совпадает ли это с вашим мнением о воспитателе?

5. Боится ли воспитателя? Какого?

6. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом,

просьбой?

7. Слушается ли воспитателя?

8. Вспоминает ли о нем дома? В каких ситуациях?

9. Рассказывает ли дома о детях и воспитателях, отвечает ли на вопросы?

10. Играет ли дома в детский сад? Как именно:

с игрушками;

с мамой;

предпочитаемая роль;

возможные сюжеты.

Адаптация в целом

1. Плачет ли ребенок при разлуке?

2. Спрашивает ли часто, когда вы его заберете?

3. Ест ли, спит ли в детском саду?

4. Поведение ребенка при встрече?

5. Просится ли в детский сад в выходные дни?

6. Отказывается ли идти в детский сад при любых обстоятельствах?

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

Игры - развлечения

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: " Какой ко мне хороший Коля пришел!"

Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба "падают" на землю. Вариант игры:

Вокруг розовых кустов.

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг.

Дружно прыгаем мы вдруг,

ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Солнечные зайчики

Материал: маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!

По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Покружимся

Материал: два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь.

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Хоровод с куклой

(проводится с двумя-тремя детьми)

Материал: кукла средних размеров.

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, "Веселую дудочку" М. Красева).

Вариант: игра проводится с мишкой.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 14 октября 2022 в 19:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД