Лучший педагог года

Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ

татьяна оноприено
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ

Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ

Воспитатель:

Оноприенко Т. В.

ГБУ социальный дом "Обручевский филиал "Беляево"

«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский.

Публикация «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья.

Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

• во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

• в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. (википедия)

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможностью разрушения песочной композиции, её реконструкции, а также многократное создание новых сюжетов.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками, получение новых впечатлений и удовольствия - всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.

Эта технология не требует больших затрат, все занятия проводятся в игровой форме и в очень естественной и привычной для ребенка среде.

Цель песочной терапии : Снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ.

Задачи песочной терапии :

- стабилизация эмоционального состояния;

- поглощение негативной энергии;

- снятие мышечной напряжённости;

- совершенствование зрительно-пространственных ориентировок, речевых возможностей;

- формирование позитивной коммуникации;

- развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;

-воспитание усидчивости, выносливости, умения доводить начатое дело до конца.

Методы и формы песочной терапии :

- Диагностическая;

- Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения;

- Коррекционная;

- Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование);

- Игровая деятельность; (обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы театрализации);

- Словесные методы-беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки).

Песочная терапия позволяет использовать современные образовательные технологии:

1. Технологию исследовательской деятельности.

2. Игровую технологию.

3. Здоровьесберегающую.

4. Личностно-ориентированную технологию

5. Технологию проблемного обучения

6. Технология развивающего обучения

Принципы игр с песком:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, и защищенно, проявляя творческую активность.

2 «Оживление» абстрактных символов: мелких игрушек, природного материала, геометрических фигур и прочее.

3. Реальное «проживание» проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок.

Условия реализации проекта:

- Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.

- Подготовка оборудования, материалов (песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек, схем и т. д.)

- Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.

- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

- Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.

Условия работы с детьми :

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки. Ожидаемые результаты и социальный эффект:

- наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- достичь положительного эмоционального благополучия;

- помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

- оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;

- вызвать положительные эмоции (радость, удивление);

- снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность);

- уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).

Этапы работы.

Первый этап - организационно-подготовительный

- Постановка проблемы, определение цели и задач.

- Разработка занятий.

- Подбор оборудования:

- Песочница (используем подносы)

-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу, мы заменяем песок манной крупой. Песком заполняется меньшая часть подноса. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.

- Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов»);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки;

• различные здания и постройки;

бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

- для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка.

Правила игры с песком:

Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком;

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые руки и носы. Поиграл с песком — помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Упражнения.

Начинаем работу с песком с простых упражнений:

- «Здравствуй, песок

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -.»

- Проводим ладонями по песку различными движениями, как машинки, как санки, как змейки.

- Набираем песок в ладошки и высыпаем его тонкой струйкой, проговариваем ощущения, испытываемые при этом. Делаем это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

- Закапываем ладошки в песок и потом находим их. Все это проделывается в игровой форме. Задаем вопрос «где наши ручки?», а затем радуемся вместе с ребенком от того, что ручки найдены.

- Пробегаем вместе с ребенком пальчиками по песку, оставляем на нем следы. Все действия обязательно проговариваем.

- Оставляем оттиски рук ребенка и взрослого.

- Пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками оставляем различные узоры на песке, а затем фантазируем, на что они похожи. Можно увидеть цветы, деревья, следы животных. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

- Ливень из песка. Сначала делаем мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпываем двумя ладонями (для ливня можно использовать детское ведерко, совочек и т. д.).

Ребенок должен в игре осознавать свою причастность к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

- Закапывание и откапывание природного материала (каштаны, желуди, шишки, игры с мелкими игрушками. Эти упражнения развивают мелкую моторику, расширяют тактильные ощущения детей.

После занятия проводится рефлексия.

- Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?

Занимаясь с детьми пескотерапией, мы отметили заметную положительную динамику.

Дети стали более спокойными, доверчивыми, менее агрессивными и напряженными, уравновешенными, эмоционально позитивными. Поэтому и в дальнейшей своей работе будем использовать песочную терапию.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 18:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем татьяна оноприено на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД