МААМ-картинки

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе детского сада

Елена Святовец
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе детского сада

сентябрь

1неделя Детский сад.

Начало осени

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Задачи:

Формировать умение понимать переносное значением фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.

Оборудование:

Иллюстрации о детях в детском саду.

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 134

2 неделя

Игрушки Знакомство с творчеством Л. Толстого. Чтение были «Косточка».

Задачи:

Публикация «Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе детского сада» размещена в разделах

.Познакомить с новым жанром художественной. литературы – быль. Выявить ее основные особенности.

2. развивать умение объяснять значение поговорок, выявлять причины поступков.

3. Воспитывать чувство сопереживания героям, чувство вины, стыда. О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,

3 неделя

Части тела. Умывальные принадлежности Рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский. Задачи: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений.

Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.

Воспитывать доброе отношение к близким. Литература : О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,

4 неделя

Огород. Овощи. Сказка Д. Родари «Большая морковка».Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка».

Задачи: Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок;

Помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Оборудование:

иллюстрация к четвертому концу сказки Дж. Родари

«Большая морковка»

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 118

5 неделя

Сад. Фрукты. Чтение В. Сутеев «Мешок яблок»

Расширять знания детей о современных авторских сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению.

Литература :

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

октябрь 1 неделя

Дом и его части. Английская сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц.

Задачи: учить понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею,

развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнения, находить

фразеологизмы,

воспитывать положительные черты характера: трудолюбие, помощь товарищу.

Литература :

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,

2 неделя

Осень. Осенняя одежда Малые фольклорные формы. Составление сказок об одежде.

Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки,загадки, чистоговорки, пословицы,

Учить понимать переносное значение образных выражений; развивать умение составлять сказки по пословицам с использованием образных выражений.

Формировать выразительность, точность речи. Оборудование:

Книжки-потешки, иллюстрации.

Литература : О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 119

3 неделя

Головные уборы. Обувь. Чтение стихотворений О. Григорьевой «Как ботинки ели кашу»,

Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия;

Помогать осмыслить значение образных выражений;

Развивать чувство юмора, эмоциональную сферу. Методы и прием:

Сказочный персонаж «Кот в сапогах», разрезные картинки на тему: «Обувь», загадки, Предметные картинки,

Литература :

Интернет ресурс

4 неделя

Откуда хлеб пришел. Норвежская сказка «Пирог» «Задачи: Учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов( «Пирог» и «Колобок»);

Замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Оборудование:

иллюстрации к сказке

«Пирог».

Литература :

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 112

ноябрь 1 неделя Поздняя осень. Грибы. Ягоды. Унылая пора! Очей очарованье! Поэзия А. С. Пушкина.

Задачи: Познакомить с творчеством великого русского поэта;

- расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина;

- вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина;

- учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»;

- развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации по теме, презентация.

Литература : О. С. Ушакова «Развитие речи» с. 168

2 неделя Деревья и кустарники. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»

Рассматривание картины В. Серова «Осень»

Задачи: формировать эмоциональное восприятие произведений живописи;

Учить передавать свои впечатления;

Обогащать словарь определениями;

Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

Оборудование:Репродукция картины В. Серова «Осень»; иллюстрации с осенними пейзажами; аудизапись концерта А. Вивальди «Времена года»(часть «Осень»)

Литература : О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 108

3 неделя День матери. Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына»

Задачи: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета;

Помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам.

Оборудование:

книги со сказкой «Три дочери» и рассказом В. Осеевой «Три сына» с красочными иллюстрациями.

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 117

4 неделя. Москва - столица России

Заучивание стихотворения

В. Гусевой «Родина».

Учить выразительно читать наизусть стихотворение;

Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения;

Упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать память.

Презентация на тему «Москва- столица России»

Конспект интернет ресурс

декабрь 1 неделя Зима. Зимующие птицы. Чтение рассказа М. Горького

«Воробьишко»

Задачи: учить внимательно слушать литературное произведение;

отвечать на вопросы по содержанию произведения; последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки;

Создавать условия для развития логического мышления, внимания;

Развивать зрительную память, воображение;

Воспитывать интерес к художественной литературе;

Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним. Оборудование:

Книга с рассказом М. Горького «Воробьишко», плакат на тему «Зимующие птицы» Интернет ресурс

2 неделя Домашние животные. Творчество Е. Чарушина. Рассказ «Кошка Маруська»

Задачи: учить внимательно слушать литературное произведение; определять жанр произведения,замечать выразительные средства рассказа,

отвечать на вопросы по содержанию произведения, высказывать свое отношение к поступку главного героя.

Литература : Интернет ресурс О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

3 неделя Дикие животные. Русская народная сказка «Хвосты»

Задачи: учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно- выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки;

Обогащать словарь эпитетами, сравнениями;

Закреплять умения подбирать синонимы. Оборудование:

Книга со сказкой

«Хвосты» с красочными иллюстрациями

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 106

4 неделя Новый год Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Оборудование:

Детская литература, книга с сказкой С. Георгиева «Я спас Деда Мороза», иллюстрации по теме «Новый год», лепбук «Новый год»

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», стр. 40

январь 2 неделя

У детей зимние каникулы. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания;

Обогащать речь фразеологизмами;

Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Оборудование:Картинка «На горке»

О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 123

3 неделя Мебель. Чтение стихов С. Маршака. «Откуда стол пришел» Знакомство с пословицей «Как человек чего захочет, так о том и похлопочет»

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

- развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

- учить выразительно читать наизусть стихотворение (отрывок, чувствовать напевность рифмованных фраз;

- формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

- развивать память и внимание.

Литература : О. А. Скоролупова с. 36

4 неделя Грузовой и пассажирский транспорт. Н. Носов

«Автомобиль» -

чтение рассказа.

Задачи: Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

- учить оценивать поступки героев;

- развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

- учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

Литература : О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 110

февраль 1 неделя Детский сад. Профессии. Книги Е. Чарушина. Рассказ «Большие и маленькие» Задачи: Учить анализировать текст с помощью ответов и вопросов.

Развивать интерес к литературе о разных животных. Воспитывать любовь ко всему живому. Показать детям, что писатель может быть хорошим художником, развивать умение пользоваться рисунками для пересказа произведения.

продолжать воспитывать бережное отношение к книгам

Литература : О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр120

2 неделя Ателье. Профессии. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Задачи: учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно—изобразительных средств;

Обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать и переносное значение.

Оборудование: красочные иллюстрации к сказке.

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 127

3 неделя Наша армия. Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор»

Задачи:

Познакомить детей со стихотворением З. Александровой «Дозор».

Задачи:приучать детей воспринимать большое по объему стихотворение на слух, соотносить услышанное с иллюстрациями;

Анализировать поступки героев. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;

Активизировать речевые высказывания, запоминать имена героев;

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, Армию, воинов, охраняющих на мир.

Иллюстрации о солдатах, собаке.

Интернет ресурс

4 неделя Стройка. Профессии строителей. Чтение рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем»

Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.

Интернет ресурс

март 1 неделя Весна. Приметы весны. Чтение стихотворения С. Есенина

«Черемуха»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы;

Развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.

Аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года», репродукции картин с изображениями весенних пейзажей.

О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 131

2 неделя

Международный женский день 8 Марта.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа».

Задачи: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание

произведения, осмысливать идею;

- учить, отвечая на вопросы, правильно

строить предложения.

Литература : Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

3 неделя

Перелетные птицы. Сказка Д. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»

Задачи: учить внимательно слушать литературное произведение;

отвечать на вопросы по содержанию произведения; последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки;

Создавать условия для развития логического мышления, внимания;

Развивать зрительную память, воображение;

Воспитывать интерес к художественной литературе;

Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.

Литература : Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

4 неделя Наш город. Знакомство с творчеством. Павленко. Задачи: познакомить детей с творчеством волгодонской поетэссы Г. Павленко.

Учить слушать стихи о своей малой Родине, находить и называть средства выразительности.

Воспитывать любовь к родному краю, гордость за своих соотечественников.

Литература : Н. В. Елжова «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»стр. 31

апрель 1 неделя Весенние работы на селе. Рассказ Н. Павловой «Случай с картошкой».

Задачи: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание

произведения, осмысливать идею;

- учить, отвечая на вопросы, правильно

строить предложения.

Литература : Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

2 неделя Космос. Чтение, обсуждение и пересказ отрывка из книги В. П. Бороздина «Первый в космосе»

задачи - познакомить детей с биографической литературой; воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с космосом; сформировать у детей понятия «космическое пространство», «космос»; познакомить с биографией Ю. А. Гагарина

О. В. Акулова, Л. М. Гурович.

Оборудование: иллюстративный материа, презентация по теме,макет космической ракеты, и др.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

3 неделя Правильное питание. Здоровый образ жизни. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Задачи: продолжать учить детей видеть особенности сказочного жанра; учить связно передавать содержание сказки;

- совершенствовать интонационную выразительность.

Литература : О. С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 131

4 неделя Почта. Рассказ Б. Житкова «Почта».

Задачи: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание

произведения, осмысливать идею;

- учить, отвечая на вопросы, правильно

строить предложения.

Литература : Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

май 1 неделя

У детей весенние каникулы.. «Глупые ссорятся, а умные договариваются», по произведениям С. Михалкова «Бараны»,К. Тангры-кулиева «Петухи»,Е. Благининой «Подарок».

Задачи: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею.

2. развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.

3. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Литература : интернет ресурс.

2 неделя

9 мая

Чтение и обсуждение стихотворений С. Маршака «Быль для детей» и С. Смирнова «Солдат». Заучивание стихотворения «Солдат» наизусть. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам Родины и чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне; учить внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы; учить подбирать определения к слову солдат; развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь; - закреплять знания о военной технике.

О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет».

Москва, 2014.

Занятие 28, стр. 46

3 неделя Правила дорожного движения. Чтение сказки Д. Родари

«Дудочник и автомобиль».

Задачи: учить детей чувствовать и понимать

характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими литературными жанрами;

- упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов;

- формировать ценностное отношение к положительным и отрицательным качествам героев.

Литература : интернет ресурс.

4 неделя Лето. Насекомые. Цветы луговые. Чтение словацкой народной сказки

«У солнышка в гостях». продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования;

-запоминать действующих лиц и последовательность событий.

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: С. Михалков «От кареты до ракеты» Цели.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:

Публикация Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе детского сада (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Святовец на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе детского сада
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 08:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД