Получи документы

Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ

Лариса Команова
Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ

Педагогическое творчество как условие развития познавательной

деятельности у детей с ОВЗ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям»]. Поэтому наша задача – помочь детям с ОВЗ захотеть с интересом двигаться дальше по этой «лестнице».

Публикация «Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Работая с детьми с ОВЗ, мы обратили внимание на то, что у них недостаточно высокая познавательная активность, дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимания. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ мы подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он сможет, несмотря на имеющиеся нарушения.

Особенности в развитии детей с ОВЗ :

Снижение познавательной активности (наблюдается отставание развития познавательных процессов);

Не имеют способности концентрировать внимание на одном объекте долговременно;

Ограниченный словарный запас;

Несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.

Перечисленные особенности у детей с ОВЗ затрудняют их умение выражать четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, давать объяснения об увиденном, рассуждать и делать выводы.

Цель работы:

Способствовать формированию познавательного интереса у детей с ОВЗ через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Развивать у детей умение обследовать предметы и явления с разных сторон, упорядочивать свои представления о мире;

Развивать и поддерживать у детей интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах окружающего мира

Принципы развития познавательной активности дошкольников:

* Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

*Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

*Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

*Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

*Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

*Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и индля детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности.

*Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

*Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

*Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

* Использование игровых сказочных персонажей; – используем сказочные и занимательные сюжеты (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т. д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается

*Экспериментирование. В процессе экспериментов дети знакомятся с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. ; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом поощряется познавательная активность и самостоятельность детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом мы,как соучастники деятельности позволяем ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

*Компьютерные и мультимедийные технологии. Примененяем по возможности информационно- коммуникационные технологии. Это позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усиляет творческую составляющую учебного процесса.

В наших группах созданы условия для формирования познавательного интереса через экспериментальную деятельность : в предметно - развивающей среде группы оборудован экологический уголок с мини-лабораторией, разработана картотека опытов и наблюдений в игровой форме.

В уголке имеются разнообразные материалы и инструменты для опытов:

- Природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;

- Бросовый материал: провода, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные);

- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- Другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар, сито, воронки, половинки мыла, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Все материалы должны быть доступны и безопасны для детей

Опытно - экспериментальную деятельность мы разделили на разделы:

Опыты с водой («Тонет-не тонет», «Окрашивание воды», «Разноцветные льдинки», «Снежки»).

Опыты с воздухом («Надуй шарик», «Пузыри», «Подуй на ладошку», «Ветер-ветерок»).

Опыты с материалами: природный и рукотворный мир (свойства камней «Домик для черепашки Наташки», свойства песка, бумаги).

В группе мы организуем экспериментирование в трех основных направлениях:

В непосредственной образовательной деятельности;

В совместной деятельности педагога с детьми;

В самостоятельной деятельности детей.

Используем коррекционные и игровые методы и приемы:

- Повтор инструкций, хоровое проговаривание, выполнение действий по указанию детей, проговаривание хода предстоящих действий, предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку, моделирование проблемной ситуации от имени сказочных героев: собачки Бобика, кошечки и т. д.

В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листок", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?"

Такие игры помогают нам в ознакомлении детей с явлениями природы.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Игры с песком и водой: помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Таким образом, опытно – экспериментальная деятельность актуальна как никогда, при включении детей в экспериментальную деятельность у детей повышается интерес к живой и неживой природе. Все это помогает развивать у детей психические процессы, способствует социально - коммуникативному развитию детей с ОВЗ

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. И,конечно же, педагогическое творчество является условием развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Команова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 18:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД