Лучший педагог года

Педагогический проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Дарья Тимищенко
Педагогический проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Педагогический проект

по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

«В мире профессий»

совместно с

ООО "Союз машиностроителей России"

Подготовила: Тимищенко Д. Н.

2022-2025

Актуальность: Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Публикация «Педагогический проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста „В мире профессий“» размещена в разделах

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».

Цель проекта : обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Проект осуществляется совместно с ООО "Союз машиностроителей России".

Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых :

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Формы и методы работы с дошкольниками :

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

-непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

• Название профессии

• Место работы

• Материал для труда

• Форменная одежда

• Орудия труда

• Трудовые действия

• Личностные качества

• Результат труда

• Польза труда для общества.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации :

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители, представители ООО "Союз машиностроителей России"

Продолжительность курса: проект рассчитан на 2 года.

Сентябрь 2022 - Май 2024

Реализация проекта

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный) : проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический) : реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый) : проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Тематический план реализации проекта.

Ноябрь 2022 «Машинист»

Цель: знакомить детей с профессией машиниста. Его работой, обязанностями. Видами железнодорожного транспорта. Встреча с представителями ООО "Союз машиностроителей России" Просмотр видеофильма о работе Новочеркасского Электровозостроительного завода. Художественная деятельность.

Декабрь 2022 «Строитель» Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. Форма проведения:

НОД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщик, цемент, щебень Необходимые материалы:

Картинки с изображением домиков из сказок «Заюшкина избушка» и «Три поросенка». Картинки с изображением других домов и

строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы.

Январь 2023 «Летчик» Цель: познакомить с профессиональной деятельностью пилота Авиатранспорта Форма проведения:

беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры. Дидактические игры. Художественная деятельность. Ознакомление с Самолетом Бе-200. Атрибуты для моделировани я сюжетно

ролевой игры,

мольберты,

фломастеры, карандаши

листы бумаги А-.4

Видеофильм о работе самолета Бе-200

Февраль

2023 «Пожарная часть» Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного Форма проведения: беседа, просмотр презентации о деятельности пожарных. Изобразительная деятельность. Беседы о пожарной безопасности. Предметные картинки со

снаряжением пожарного,

оборудование м для

тушения

пожара

Март 2023 «Профессия- военный» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными). Форма проведения:

НОД

Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск,

танкисты, связисты, ракетчики,

артиллеристы,

саперы и

пограничники, героизм, патриотизм. -картины, с родами войск фотографии; -военное

обмундирован

ие

Апрель 2023 "Профессия Инженер" Цель: познакомить с профессией инженера машиностроительного завода. Просмотр видеофильма о профессии Инженер.

Познакомить детей с новыми инженерными профессиями : инженер- программист, инженер-электрик, инженер-сварщик, инженер-конструктор, проектировщик,

инженер-строитель, военный инженер.

-пробудить интерес к миру инженерных профессий;

НОД, с просмотром презентации, сюжетно-ролевая игра "Мы-инженеры", НОД по конструированию "Мы инженеры - конструкторы" Презентация, атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Мы инженеры", конструктор. материалы для художественной деятельности.

Май 2023 "Все профессии нужны, все профессии важны" Цель:

закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Викторина "В мире профессий среди подготовительных групп" Атрибуты для проведения викторина (карточки, награды, видео презентация)

Октябрь 2023 "История создания первого паровоза" Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий в сфере железнодорожного транспорта.

Познакомить с историей создания первого паровоза. Виртуальное путешествие по Новочеркасскому электровозостроительному заводу, просмотр познавательного мультфильма "Сказки о технике", подвижная игра "Волшебный поезд", Художественная, творческая деятельность (создание собственной модели локомотива). Мульфильм, подготовленный пресс-службой НЭВЗа, "Сказки о технике", материалы для ИЗО-деятельности

Ноябрь 2023 Изготовление Лэпбука "Кем я хочу быть, когда вырасту" Цель: Овладение основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Приобретение необходимых знаний и представлений о профессиях, орудиях труда.

Умение решать предложенные задачи в совместной деятельности. Мотивационная беседа с детьми о профессиях родителей, детская презентация о профессии одного из родителей. Изготовление лэпбука, ИЗО деятельность. Материалы для ИЗО-деятельности, материалы для изготовления Лэпбука.

Декабрь 2023 Ознакомление с деятельностью завода "Роствертол" в г. Ростове-на-Дону Цель: Познакомить детей с деятельностью завода Роствертол, профессиями,которые заняты изготовлением вертолетов, различными моделями вертолетов. Встреча с представителями Союза машиностроителей России, виртуальная экскурсия по вертолето-строительному заводу Роствертол, рассматривание защитных костюмов, в которых работают на заводе. Просмотр обучающего мультфильма, подготовленного ООО Союзмаш "Стрекоза и вертолет" Раскраски, материалы для ИЗО-деятельности, мультфильм "Стрекоза и вертолет", защитные костюмы

Февраль 2024 Профессия "Слесарь" Цель: Закрепить и обобщить представления детей о работе слесаря

Показать значимость данной профессии

Формировать представления о безопасном труде слесаря, об инструментах, помогающих ему в работе

Развивать познавательный интерес, любознательность

Воспитывать уважительное отношение к труду, основы безопасного обращения с инструментами Приглашение в группу Слесаря, рассматривание инструментов для его работы.

Знакомство детей с правилами безопасного поведения с инструментами. Просмотр презентации о работе слесаря. Иллюстрации с изображением слесаря, картинки с изображением инструментов, молоток, напильник, отвертка, пила-ножовка

Март 2024 Профессия "Врач" Цель: Формирование интереса детей к профессии врача (медицинской сестры, посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников медицинских учреждений. Беседа на тему: "Все профессии важны", просмотр презентаций на темы:" Кто лечит больных", "Что нужно доктору для работы". Экскурсия по детскому саду в кабинет Медицинской сестры. Рассматривание Аптечки и ее содержимого. Презентации на тему, Медицинская аптечка. Медицинский кабинет. Спе. одежда для медицинского работника.

Апрель 2024 Профессия "Токарь" Цель: Познакомить детей с профессией Токарь.

Обобщить и систематизировать знания детей о заводах родного города (Роствертол, НЭВз) и профессиях заводчан. Просмотр презентации о работе Токаря на заводе. Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?" Карта и фотографии города, заводов Роствертол, НЭВз, иллюстрации и фотографии с изображением вертолетов различных видов, иллюстрации и фотографии по теме «Профессия - токарь».

Май 2024 Организация выставки детского творчества "Наши руки не знают скуки" Цель: Обобщение опыта, полученного детьми в ходе реализации проекта, развитие креативного мышления и творческих способностей детей. Изготовление детьми, совместно с родителями поделок, рисунков на указанную тему (продукты творческой деятельности, с вязанной с профессиями). Организация выставки. Организация выставки.

Предполагаемый результат проекта.

При реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность, повысится интерес к техническим профессиям взрослых – позиционирование себя в различных технических профессиях; дети смогут творчески проявить свою индивидуальность в разных видах деятельности. Повысится заинтересованность детей в получении первоначальных знаний в области технических наук.

Реализация проекта на этапе завершения дошкольного образования позволит улучшить преемственные связи со школой, сформировать у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека.

Предполагаемые результаты для детей

К моменту завершения дошкольного образования :

Ребенок имеет представления о мире современных технических профессий нашего региона;

Ребенок выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); Ребенок имеет положительное отношение к разным видам технического труда;

Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

Ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

Ребенок имеет определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

Ребенок имеет представления о некоторых технических профессиях, их назначении, особенностях.

У детей формируется финансовая культура.

К завершению дошкольного образования :

Ребенок будет чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

Ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

Ребенок понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Социальное партнерство по ранней профориентации дошкольников

в рамках реализации проекта «В мире профессий»

Задачи:

1. Найти формы эффективного взаимодействия МАДОУ "Детский сад № 301" с социальными партнерами (ООО "Союз машиностроителей") по вопросам ранней профориентации;

2. Определить новые пути решения вопросов, связанных с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс по ранней профориентации дошкольников

3. Обобщить и конкретизировать представления детей о профессиях жителей города Ростова-на-Дону, воспитывать интерес к профессиям, востребованным в нашем городе;

4. Формировать положительный имидж, как образовательной организации, так и социальных партнеров.

Публикации по теме:

Фотоальбом «В мире профессий» для старшего дошкольного возрастаФотоальбом «В мире профессий» для старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 "Теремок" г. Ковров владимирская обл. Уважаемые.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Конспект прогулки «Наблюдение за березой» ранней весной для детей старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки «Наблюдение за березой» ранней весной для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке, учить видеть красоту весны. Задачи: Образовательные: закреплять и.

Квест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста Цель: • Закрепить знания детей о труде взрослых, профессиях. • Уточнить представление о наиболее доступных и необходимых для развития их.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возрастаПедагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: 75 лет Победы в Севастополе Актуальность проекта: патриотическое воспитание детей является одной из важных составляющих.

Педагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возрастаПедагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Сказка – одно из самых древних способов воспитания. Она помогает воспитать доброту, отзывчивость, юмор, находчивость,.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик»Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик» Паспорт проекта: Авторы проекта - старший воспитатель Халеева Оксана Ивановна и воспитатель Губина Ирина Николаевна. Тип проекта: познавательно.

Проект «Живем в безопасном мире» для старшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 11:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД