Лучший педагог года

Педагогический проект «Моя малая Родина-город Обнинск»

Кайгородова Елена
Педагогический проект «Моя малая Родина-город Обнинск»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Кайгородова Е. А.

Введение:

Актуальность

Актуальность данного проекта состоит в том, что ознакомление дошкольников с малой родиной является базовым этапом формирования патриотических чувств. Происходит накопление ребёнком социального опыта жизни, воспитание эмоционально-ценностного отношения к близким, детскому саду, родному городу, родной стране. Чем больше ребёнок знает о малой родине, тем ответственнее и бережнее он относится к своей земле. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства в последующем перерастают в любовь к Отечеству.

Публикация «Педагогический проект „Моя малая Родина-город Обнинск“» размещена в разделах

Постановка проблемы

Общаясь с детьми на протяжении последнего времени, я отметила, что у большинства из них недостаточно сформированы знания о родном городе,не проявляется интерес к прошлому и настоящему Обнинска. В процессе бесед многие дошкольники не могли назвать достопримечательности Обнинска, знаменитых земляков, затруднялись назвать улицы города и объяснить, почему они так названы. Можно констатировать такой факт, что некоторые дошкольники знают о других городах мира больше чем о родном городе. Также наблюдается низкий уровень развития связной речи детей.

Анкетирование родителей показало, что в молодых семьях зачастую вопросы воспитания патриотизма не считаются важным в младшем дошкольном возрасте (по их мнению, главное – развитие умственных способностей детей, уделяется недостаточное количество времени знакомству детей с родным городом (досугом детей родители занимаются мало, некоторые родители сами с трудом вспоминают даты и факты из жизни родного города.

Исходя из вышесказанного, я вижу, что в настоящее время возникла необходимость систематично вести работу с детьми и семьями воспитанников по ознакомлению детей с малой родиной – городом Обнинском. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного города.

Гипотеза:

Я предполагаю, что если организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса, по ознакомлению дошкольников с малой родиной, используя интеграцию разных видов деятельности, то это будет способствовать развитию семейных традиций; расширению представлений детей о городе Обнинске; воспитанию любви к родному городу; формированию нравственно-патриотических чувств ребенка; обогащению его эмоционального и социального опыта.

Цель проекта :

Создание условий для формирования устойчивого интереса у дошкольников к своей малой родине – городу Обнинску, через вовлечение в совместную деятельность всех участников образовательного процесса, используя разнообразные виды детской деятельности.

Задачи проекта :

Для детей:

• Расширять и уточнять знания детей об Обнинске (его улицах, достопримечательностях, историческом прошлом и настоящем, государственной символике, о знаменитых людях города, его природе).

• Познакомить детей с творчеством Обнинских детских поэтов, писателей.

• Стимулировать познавательную активность детей, развивать связную речь, расширить и активизировать словарь по теме проекта.

• Воспитывать любовь, бережное и созидательное отношение к родному городу, чувство гордости за своих земляков;

Для родителей :

• Повышать компетентность в вопросе значимости патриотического воспитания дошкольников.

• Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса.

• Развивать семейные традиции, обогащать совместный эмоциональный опыт семьи в процессе познавательно-творческой деятельности.

Для воспитателя:

• Повышать компетентность в вопросе знакомства детей с малой родиной.

• Обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы и участка детского сада.

• Использовать различныеформы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников.

• Создавать условия для совместной деятельности детей и родителей, способствовать развитию семейных традиций.

Условия реализации проекта :

• Организация систематической работы с детьми по теме проекта.

• Активное сотрудничество всех участников проекта.

• Насыщение развивающей предметно - пространственной среды по теме проекта.

Ресурсное обеспечение:

• методическая литература

• наглядно-методические пособия для детей и родителей

• различные виды конструктора, мягкие модули

• костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр

• раскраски по теме «Город», трафареты для рисования «Транспорт», «Цветы», «Птицы»

дидактические игры: лото «Город», «Профессии», «Сложи герб (флаг) Обнинска», «Что перепутал художник», «Найди такую же», «Что такое хорошо и что такое плохо?»

• фотографии, открытки, экспонаты группового музея «Мой любимый Обнинск»

• технические средства обучения (использование ИКТ, DVD проигрыватель, музыкальный центр)

Новизна проекта

Новизна проекта состоит в едином содержательно-насыщенном образовательном пространстве детского сада, семьи и социума, которое удалось создать благодаря использованию новых материалов, разнообразных мероприятий, форм работы и обновлённой городской среды, созданных к 60летию города Обнинска.

Ожидаемые результаты:

• расширениеи уточнение знаний детейоб Обнинске (его улицах, достопримечательностях, историческом прошлом и настоящем, государственной символике, о знаменитых людях города, его природе);

• формирование представлений детей о творчестве Обнинских детских поэтов, писателей;

• развитие связной речи, расширение и активизация словарного запаса детей;

• проявление у детей и родителей познавательной активности, устойчивого интереса к изучению родного города;

• проявлениеу детейлюбви, бережного и созидательного отношения к родному городу; чувства гордости за своих земляков;

• повышение педагогической компетентности родителей, установление с ними доверительных, партнёрских отношений; активизация позиции родителей как участников педагогического процесса;

• развитие семейных традиции, обогащение совместного эмоционального опыта семьи в процессе познавательно-творческой деятельности;

Паспорт проекта

Название проекта :

«Моя малая Родина-город Обнинск»

Автор проекта :

Кайгородова Елена Александровна, воспитатель первой квалификационной категории

Тип проекта :

комплексный, информационно-практический, групповой, долгосрочный

Участники проекта :

• дети 4 – 5 лет

• воспитатель группы

специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре,психолог

родители

Продолжительность проекта :

ноябрь - май

Срок реализации:

с 09.10.2015 по 27.05.2016

Итоговое мероприятие:

Открытый показ НОД «Путешествие по Обнинску»

«Малая родина всё равно большая,

Ведь она единственная».

Ж. Ренуар

Теоретическое обоснование проекта

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это сложный целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения (С. А. Козлова). Различные аспекты патриотического воспитания исследовались педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова). Большой вклад в научное обоснование патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесли Р. И. Жуковская, Е. И. Радина, А. Д. Жариков и др. Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, которое включает в себя содержательные характеристики: знание об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре, активную деятельность на благо Родины.

Проблема патриотического воспитания дошкольников в настоящее время чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения. По мнению педагогов и психологов (Л. С. Выготский, А. Г. Асмолов, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова и др.) дошкольный периодимеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте закладываются основы личности. Преобразования, происходящие в нашей стране в конце 20 – начале 21веков, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовных сферах общества и сознании граждан. Во многом произошла утрата культурно-нравственных ценностей народа, нарушилась преемственность поколений в воспитании детей, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования сознания человека, который любит свою Родину, край, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа и его культурой. Важность патриотического воспитания подчё ркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

Дошкольное образование на современном этапе является первым, самым важным уровнем образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Во ФОГС ДО подчёркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, национальной культуры, народных традиций.

Одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится воспитание любви к малой родине. Главное здесь – развить чувства детей, найти отклик в их сердцах и наполнить жизнь дошкольников интересной и содержательной деятельностью.

Практическая реализация проекта

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

1. Подготовительный этап.

педагогическая диагностика уровня знаний детей по теме: «Моя малая родина – город Обнинск»;

• анкетирование родителей;

• анализ, постановка проблемы;

• ознакомление с методической литературой по теме проекта;

• планирование работы по проекту;

• налаживание взаимодействия всех участников проекта;

• обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы и участка детского сада;

2. Основной этап.

Введение детей в проблемную ситуацию:

(На воздушном шаре прилетает Незнайка и оказывается в незнакомом городе).

Воспитатель спрашивает детей: «Как можно помочь Незнайке узнать про наш город?», затем задаё т вопросы: «Что вы знаете об Обнинске? Что хотели узнать? Что можно сделать, чтоб узнать?»

Принятие задач детьми и планирование детской деятельности по реализации проекта.

Воспитатель вместе с детьми планирует работу по проекту, предлагает принести из дома книги об Обнинске, экспонаты для создания музея «Мой любимый Обнинск» в группе, дидактические игры, различные иллюстрации, фото, рисунки, поделки для выставки «Мой город».

Реализация проекта.

Реализация проекта происходит в разных видах образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование,элементарно-бытовой труд, музыкальная и двигательная, во взаимодействии всех участников проекта.

План работы по взаимодействию c родителями :

• Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

• Изготовление папки - передвижки для родителей «Знаменитые земляки».

• Создание презентации «Мой город».(Приложение6)

• Привлечение родителей к благоустройству участка (создание малых форм, цветников, участие в субботниках).

• Проведение конкурса поделок «Мой город. Моя Россия".

• Оформление книжной выставки «Обнинские поэты и писатели детям».

• Оформление фотоальбома «Город, в котором я живу».

• Оформление стенгазеты «Обнинск».

• Создание коллекции открыток «Памятники Обнинска».

• Создание группового мини-музея «Родной город».

• Совместное словотворчество детей и родителей о городе Обнинске. (Приложение 7)

• Совместные экскурсии в библиотеку, городской музей.

• Создание альбомов, презентаций «Семейные маршруты выходного дня».

• Участие в городском конкурсе детских рисунков «Мой любимый Обнинск».

• Разучивание стихотворений к конкурсу чтецов «Мой город. Моя Россия».

• Проведение совместно с детьми и родителями спортивного праздника «Мой любимый город».

3. Заключительный этап

Открытый показ НОД «Путешествие по Обнинску»

Педагогическая диагностика уровня знаний детей по проекту

(на основе критериев, предложенных Микляевой Н. В.) (Приложение 11)

Ребенок средней группы должен знать: название своего города, домашний адрес, называть улицы и достопримечательности родного города, знаменитых земляков, узнавать символику Обнинска (герб, флаг).

Продукт проекта :

• консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем»;

• папка - передвижка для родителей «Знаменитые земляки»;

• презентация «Мой город»;

• малые формы (домик, машина, цветники на участке детского сада;

• выставка поделок «Мой город. Моя Россия";

• книжная выставка «Обнинские поэты и писатели детям»;

• фотоальбом «Город, в котором я живу»;

• стенгазета «Обнинск»;

• коллекция открыток «Памятники Обнинска»;

• групповой мини-музей «Родной город»;

• стихи, рассказы детей и родителей о городе Обнинске;

• альбомы, презентации «Семейные маршруты выходного дня»;

• атрибуты к спортивному празднику «Мой любимый город»;

• картотека дидактических игр «Мой город» (Приложение10)

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды

Полученные результаты:

• расширились знания детей об Обнинске (его улицах, достопримечательностях, историческом прошлом и настоящем, государственной символике, о знаменитых людях города, его природе);

• сформировались представления детей о творчестве Обнинских детских поэтов, писателей;

• речь детей стала более связной, расширился и активизировался словарный запас детей;

• у детей и родителей появился устойчивый интерес к изучению родного города; повысилась познавательная активность;

• сформировалась и обогатилась развивающая предметно – пространственная среда группы и участка детского сада;

• были созданы условия способствующие формированию нравственно-патриотических чувств (любови, бережного и созидательного отношения к родному городу; чувства гордости за своих земляков);

• повысилась педагогическая компетентность родителей, установились с ними доверительные, партнёрские отношения; произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса;

• были созданы условия для развития семейных традиции, обогащения совместного эмоционального опыта семьи в процессе познавательно-творческой деятельности;

родители приобщились к жизни ДОУ через внедрение наиболее эффективных форм работы (организация взаимодействия c родителями на основе педагогического проектирования);

Вывод:

В ходе реализации проекта «Моя малая Родина – город Обнинск» поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза о том, что формирование устойчивого интереса к малой родине – городу Обнинску у детей и их родителей будет способствовать развитию семейных традиций; расширению представлений детей о городе Обнинске; воспитанию любви к родному городу; формированию нравственно-патриотических чувств ребенка; обогащению их эмоционального и социального опыта подтвердилась.

Данный проект способствовал установлению доверительно делового контакта между семьёй и детским садом, сделал образовательный процесс дошкольного учреждения более открытым для активного участия родителей, что соответствует социальному заказу на современном этапе. Также проект дал возможность значительно повысить самостоятельность и активность детей, способствовал развитию свободной творческой личности ребёнка.

Проект и его материалы могут быть использованы как педагогами так и родителями.

• в непрерывной образовательной деятельности;

• в совместной деятельности педагога с детьми;

• в совместной деятельности детей и родителей;

• в индивидуальной работе с детьми;

Перспективы дальнейшего развития проекта :

• Создание фонда краеведческой информации для педагогов, родителей, детей.

• Создать банк данных по истории улиц нашего города, достопримечательностей города.

• Создать картотеки викторин,игр, загадок и стихотворений по знакомству детей с малой Родиной, страной.

• Продолжить работу по взаимодействию ДОУ и родителей (создание видеоматериалов, фотовыставок по теме проекта). Рекомендовать родителям посетить с детьми праздничные мероприятия, посвящённые 60 летию образования города Обнинска.

• Совместно с родителями провести экскурсию с детьми к новым памятникам, открытых к «60 – летию» Обнинска.

• Продолжать взаимодействие с городским музеем, библиотекой.

C писок литературы:

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников- М. : «Перспектива».2012.

2. Боровлёва А. В. «Проектный метод — как средство повышения качества образования» Журнал «Управление ДОУ»№7 2006 .

3. ВетохинаА. Я. ,Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – СПб. :ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2014.

4. ЗеленоваН. Г. ,Осипова Л. Е. «Мы живём в России»-М. : «Издательство Скрипторий»2014

5. Кишлёва Л. С., Данилина Т. А. И др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» :Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. : - АРКТИ 2005.

6. Комратова Н. Г. Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет :Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2007.

7. Кодрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию». - М. :ТЦ «Сфера» 2013.

8. Микляева Н. В. «Мониторинг патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Журнал: «Современный детский сад» №2 2010

9. МорозоваА. «Что такое детское проектирование». Журнал «Ребёнок в детском саду №8 2012.

10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотичесое воспитание в детском саду. М, : Линка-Пресс, 2008.

11. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной :Методическое пособие. М. :ТЦ Сфера,2015

12. Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. «От диагностики к педагогической технологии краеведческого образования детей дошкольного возраста» Журнал: «Современный детский сад» №2 2010

13. Тебенёва Т. Н. «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» Журнал «Управление ДОУ» №1 2007.

14. Чанжалова Г. В. ,БеловаЕ. В. «Знакомство детей дошкольного возраста с историей, традициями и культурой родного края» Журнал: «Детский сад от А до Я»№6 2011

Интернет - ресурсы:

https://planetadetstva.net/vospitatelam

https://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/priobshchenie-doshkolnikov-k-russkim-narodnym-traditciiam-doma-i-v-detskom-sadu.html

https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/181.html/

https://doshkolnik.ru/teatr/8926-teatralnaya-deyatelnost.html

https://doshkolnik.ru/pedagogika/9616-igrovaya.html

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина» Цель: формирование патриотических чувств у старших дошкольников к родному городу. Задачи: 1. Раскрыть историческое понятие «город». 2. Расширить.

Конспект развлечения «Моя малая Родина — город Сурск» для детей 6–7 летКонспект развлечения «Моя малая Родина — город Сурск» для детей 6–7 лет КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ТЕМУ:«Моя малая Родина-город Сурск»(экскурсия - прогулка по Сурску) для детей 6-7 лет. Цель: Обогащение знаний.

Проект «Дивногорск — моя малая Родина» для детей средней группыПроект «Дивногорск — моя малая Родина» для детей средней группы Проект «Дивногорск – моя малая Родина» для детей средней группы Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В дошкольном.

Проект «Красногвардейское — моя малая Родина»Проект «Красногвардейское — моя малая Родина» Тема: Информационно - творческий проект по развитию нравственно – патриотического воспитания «Красногвардейское – моя малая Родина» для.

Проект «Моя малая Родина» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому.

Проект «Моя малая Родина-Ямал»Проект «Моя малая Родина-Ямал» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционального – психологического воздействия, так как образы восприятия действительности.

Проект «Моя малая Родина — Сибирь. Семья, детский сад, любимый город» во второй младшей группе Слайд №1 Проект «Моя малая родина - Сибирь. Семья, детский сад, любимый город» во второй младшей группе. Автор проекта: воспитатель первой.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект «Моя малая Родина — Курагино»Проект «Моя малая Родина — Курагино» Реализован в подготовительной группе комбинированной направленности. Образовательная область: патриотическое воспитание дошкольников. Цель:.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Моя малая Родина-город Обнинск» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кайгородова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Моя малая Родина-город Обнинск»
Опубликовано: 25 мая 2020 в 17:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД