Получи документы

Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе

Валентина Алексеевна Гончарова
Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 «Светлана» г. Георгиевск»

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Публикация «Педагогический опыт внедрения воспитательной практики „Жили-были сказки“ в систему работы по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

Мои воспитанники живут в мире новейших технологий, современного ребенка окружают телевидение, компьютеры, планшеты, телефоны. Живое общение ребенку заменяют гаджеты. А ведь именно исследования А. М. Бородича, Т. А. Макаровой, В. В. Гербовой, О. И. Соловьевой доказывают, что речевое развития детей дошкольного возраста зависит от уровня общения.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы, активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанны, лишь формально, словарный запас скуден.

Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логической последовательности расположения, структурирования высказываний, в их языковом оформлении.

Учитывая данные факты, необходимо было сделать так, чтобы процесс развития речи для моих воспитанников стал интересным, занимательным, развивающим, чтобы дети эмоционально были открыты для общения.

Я обратила внимание на то, что мои воспитанники стремятся сочинять рассказы на определенные темы, готовы с интересом рассказывать их взрослым, если они говорят о сюжете своих рисунков. Пусть их рассказы бедны выразительными средствами, в них отсутствуют простые распространенные и сложные предложения, но это эмоциональные рассказы, придуманные самими детьми. Они не дублируют образец воспитателя. Они идут от души и детям этот вид деятельности интересен.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.

В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Для развития речевой активности детей я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод игрового рисования.

На первом этапе работы по данному направлению я каждый день приношу в группу «волшебные» листы бумаги, на которых дети могут рисовать различные истории, а затем рассказывают их мне. Я записываю все это без изменений и поправок. Утренний рисунок - это особое состояние ребенка, это его, внутреннее, личностное. Если ребенок рассказывает тебе, значит, доверяет, если доверяет, значит, открыт для общения. А общение помогает в развитии речевой активности воспитанника, и процесс развития речи будет идти успешнее. Рисунок - это письменная речь ребенка. Все рисунки мы вместе с детьми собираем, а затем изготавливаем книгу, которую назвали «Жили – были сказки». Книгу могут читать родители, педагоги других групп и, конечно же, сами дети.

Вторым этапом моей работы по развитию речи своих воспитанников (5-6 лет, старшая группа) стало соединение детского рисунка и технологии составления описательного рассказа по картине (рисунку) Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н.

Для составления рассказа по рисунку необходимо было подготовить запас слов, сформировать умение определять состав рисунка. С этой целью выделялись объекты, изображенные на рисунке и с помощью игр к ним подбиралось словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д. В этом мне помогали игры – «Подзорная труба», "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.

Алгоритм мыслительных действий ребенка при определении состава рисунка

Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

Моделирование объектов.

Группировка по заданному признаку.

Обобщение перечисленных объектов.

Рефлексия.

Далее мы упражнялись в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на рисунке, используя такие творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Пример Педагог вместе с детьми играет с волшебником "Объединяй" и "объясняют" ему, что стол и кувшин объединились потому, что кувшин стоит на столе. Творческое задание -"Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пример: "Щенки дружат между собой, потому что детки одной мамы - собаки и любят вместе играть". "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". Пример: "Яблоки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть".

Далее дошколята учились составлять рассказы фантастического характера по мотивам изображенного на рисунке: рассказ об отдельном взятом объекте и его изменениях во времени, рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельной выбранной характеристикой, сказки по мотивам содержания картины. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по рисунку основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по рисунку. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Сформировав умение подбирать образные слова, рассматривать рисунок с позиции ее состава, научившись придумывать рассказы по картине фантастического характера, мы будем формировать умение воспринимать объекты картины разными органами чувств. Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста - это длительный процесс. Все игровые упражнения я провожу в индивидуальной или подгрупповой совместной деятельности с детьми. А затем данные упражнения включаю в НОД при составлении описательных рассказов по картине. За время работы по данной практике мои воспитанники стали с интересом подходить к процессу придумывания рассказов, применяют при рассказывании образные выражения, аналогии, сравнения. В результате использования данной воспитательной практики (с сентября по декабрь, уровень развития связной речи детей 5-6 лет повысился на 8%. Такой показатель подтверждает эффективность использования данной воспитательной практики.

Публикации по теме:

«Жили-были малыши…»«Жили-были малыши…» Я люблю свой детский сад! В нем полным-полно ребят. Вот такие мы пришли в группу "Бусинки". Правда, ведь маленькие, как бусинки? В нашем.

Досуг-развлечение «Жили-были Лягушкины»Досуг-развлечение «Жили-были Лягушкины» В чаще леса, посреди лесного болотца, жили-были Лягушкины: папа – Квакун Иванович, мама – Зеленуха Петровна и их дочурка – Лягушкина.

Фотоотчет о празднике «Жили-были крестьяне»Фотоотчет о празднике «Жили-были крестьяне» «Жили - были крестьяне» В нашем МБДОУ Детский сад №4 «Березка» мы знакомим детей с истоками русской народной культуры, стараясь выяснить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жили-были три королевы» для детей среднего возраста Цель: дать представление детям, что нас окружает живая и неживая природа. Программное содержание: - Учить детей называть объекты живой и.

Конспект НОД по ФЭМП «Жили — были геометрические фигуры» в младшей группеКонспект НОД по ФЭМП «Жили — были геометрические фигуры» в младшей группе Стук в дверь, входит почтальон, приносит письмо. Воспитатель читает детям письмо, где геометиические фигуры просят о помощи ребят: помочь.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Оформление выставки книг «Жили-были сказки…»Оформление выставки книг «Жили-были сказки…» Согласно комплексно-тематическому плану январь у нас пройдёт в сказочной атмосфере, ведь тема января "В гостях у сказки". Детей подготовительной.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» [/b][/i] Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи: Образовательные - закрепить знания.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Алексеевна Гончарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 17 января 2023 в 15:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД