МААМ-картинки

Педагогические технологии применяемые в дошкольной образовательно-воспитательной практике

Марина Лёвкина
Педагогические технологии применяемые в дошкольной образовательно-воспитательной практике

Педагогические технологии, применяемые в дошкольной образовательно-воспитательной практике

Воспитатель Лёвкина Марина Геннадьевна

I. Технология организации труда в детском саду

Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов:

1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание задания, показывает необходимость выполнения работы, знакомит с предполагаемым результатом. Ставятся конкретные задачи, даются указания о ходе их выполнения,

Публикация «Педагогические технологии применяемые в дошкольной образовательно-воспитательной практике» размещена в разделах

2. Инструктаж по введению приема работы. Педагог объясняет значение приема, знакомит детей с составом приема, основными действиями. Характеристика приема дается в виде рекомендации или правила. Показывается образец выполнения приема. Воспитатель дает все необходимые указания по организации труда. При необходимости кратко повторяет главные положения, на которых основаны намеченные практические действия.

3. Проба. Несколько воспитанников выполняют прием, а остальные дети наблюдают и под руководством педагога корректируют деятельность ребят. Воспитатель контролирует правильность выполнения приема, дает задания на воспроизведение последовательности действий. (Что надо сделать, чтобы посадить семена? С чего надо начать? и т. д.).

Выполнение работы (применение приема). Каждый ребенок самостоятельно выполняет работу. Воспитатель особое внимание уделяет слабым детям.

Контроль. На этом этапе педагог оценивает работу детей.

Необходимо приучать детей к аккуратности, экономии времени, бережному отношению к оборудованию.

Методика руководства трудом в природе имеет особенности, в каждой возрастной группе.

Младший возраст

Педагог привлекает к кратковременному труду поочередно всех детей.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают одну-две трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку). Во второй младшей группе возможна коллективная организация труда (посадка лука, уборка урожая). Он организуется как «труд рядом». Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая зависимости от других.

Возможна организация труда по подгруппам: две подгруппы работают одновременно, выполняя одну и ту же трудовую операцию (вытирают растения, сажают горох, поливают клумбу и т. д.). Эта особенность организации труда связана с большой подражательностью малышей.

В связи с недостаточным развитием произвольного внимания и памяти у малышей при обучении навыкам труда применяется дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Педагог сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Педагог показывает приемы выполнения заданий, помогает детям, поощряет их. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Средний возраст

Воспитанники отличаются большей самостоятельностью в связи с приобретением навыков. У них начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело. критическое отношение к результатам своей деятельности.

Формы организации труда детей те же, что и в младшей группе. Однако индивидуальные поручения носят более длительный характер (в течение двух-трех дней).

Труд подгруппами также имеет особенности. Одновременно могут работать две-три подгруппы, выполняя разные трудовые операции (но не более двух).

Усложняется методика руководства трудом. Педагог показывает и объясняет весь трудовой процесс целиком, затем выделяет логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать почвой, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным воспитанникам. Постепенно воспитатель учит детей замечать необходимость труда; объясняет, почему нужно выполнить ту или иную трудовую операцию (почва высохла - растения нужно полить, в клетке грязный песок - его надо заменить).

Старшая и подготовительная группа

Педагог лишь контролирует их действия, оказывая помощь при затруднении. Дети овладевают основными компонентами трудовой деятельности: умениями принимать и ставить трудовую задачу, планировать и самостоятельно выполнять трудовой процесс.

Индивидуальные поручения становятся более длительными (выращивание растения в подарок, уход за клумбой).

Вводятся дежурства в уголке природы (по 2-4 человека одновременно). Группы подбираются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими трудовые навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Воспитатель знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы. Длительность дежурства - до 2-6 дней. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируется на доске дежурных. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях. При передаче дежурства дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за своими подопечными, что нового, интересного заметили в поведении животных и развитии растений. К оценке дежурных привлекаются все дети. Высказываются суждения о состоянии растений и животных, качестве работы, отношении к обязанностям и друг другу в процессе работы.

Усложняется организация коллективного труда, По типу «совместного» организуется труд в огороде, цветнике. Воспитатель помогает детям разбиться на группы, распределить обязанности.

Ведущим приемом обучения детей новому виду труда становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действий применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. Большое значение уделяется формированию навыков самоконтроля и самооценки. Дети привлекаются для взаимооценки. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

II. Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду

Здуард Сетен (1812 - 1880, Декроли (1871 - 1932, Мария Монтессори (1870 - 1952, Блехер Ф. Н. (1945, Сорокина А. И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Они смотрели на игру не как на развлечение и забаву, а видели в ней большой труд детей, требующей напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.

Для гуманистически ориентированной концепции характерно следующее: ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательными, ненавязчивыми, радостными.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным с помощью дидактических игр.

Организуя образовательный процесс с помощью дидактических игр, используя игровой замысел, дети усваивают новый материал быстрее, активизируется процесс мышления, дошкольники получают позитивный настрой, а это повышает интерес к познанию математики.

Разработаны дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве, времени.

Первоначально ребенок получает знания, на следующем этапе необходимо их закрепить, систематизировать, дидактические игры помогут успешно решить эту задачу.

В настоящее время разработана система обучающих игр. Они позволяют формировать у детей принципиально новые знания.

Особое место для самостоятельных игр занимают обучающие игры, разработанные А. А. Столяром. Развивающие игры, разработанные Б. П. Никитиным можно использовать в дошкольном учреждении и дома. Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи – шутки, стихи, считалочки, скороговорки с математическим содержанием поддерживают интерес к математике, развивают творческие способности, формируют познавательный интерес, увлекают и развивают детей дошкольного возраста.

При формировании элементарных математических представлений можно использовать отдельные элементы разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровые приемы (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.). Сочетание игрового и дидактического начала, руководящая, обучающая роль взрослого способствует развитию познавательной активности и самостоятельности ребенка.

Занятия в форме дидактических игр позволяют дошкольникам выражать яркие эмоции, приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми и активно двигаться (физкультурная минутка, которая органично вписывается в проведение занятия). Педагог обязан помнить, что игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, доминировать над ним. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

В группе должна быть игротека, чтобы повысить интерес детей к математике. В работе необходимо использовать дидактические игры: лото, парных картинок, мозаика (пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая, пазл, наборы кубиков, развивающие игры (например «Сложи узор», «Сложи квадрат», «уголки») а так же игры с элементами моделирования и замещения, различные конструкторы на ковролиновой основе, чтобы можно было играть на полу, на стене, за столом.

В среднем дошкольном возрасте необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам – цвету, форме, размеру, материалу, функции; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей – «Танграм», пазл из 12-24 частей; сериацию по разным свойствам; игры на счет.

В этом возрасте можно предлагать детям игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино», группировку по заданным свойствам (игра с одним и двумя обручами, для освоения счета и измерения применяются палочки Кюизенера, устанавливается зависимость цвет-длина-число.

Для освоения счета и измерения использовать сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, ростомером.

В математической игротеке разместить развивающие игры из младшей группы, но с более сложными заданиями; различные рабочие тетради для рассматривания и выполнения заданий, лабиринты, простые планы кукольной комнаты, для игр на ориентирование в пространстве и многое другое.

В процессе дидактических игр: «Назови соседей», «Путаница», Число как тебя зовут» и т. д. дошкольники закрепляют, уточняют и систематизируют знания о натуральных числах. У детей развивается память, внимание, мышление.

Проводятся игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Назови соседей» («Назови соседей утра.» и т. п., «Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы — все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т. д.).

Далее знакомим детей с календарем. Закрепить и систематизировать эти знания можно использую игры: «Дни недели», «круглый год», «Двенадцать месяцев».

Существует множество дидактических игр и упражнений, которые развивают пространственное ориентирование у дошкольников : «Кто правильно покажет и скажет», «Путешествие по комнате», «Художник», «Найди похожую» и т. д.

Организация дидактических игр и игровых упражнений закрепляет умение детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).

Развивающие игры педагогов-практиков Бориса и Лены Никитиных. Это «Кубики», «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики».

Суть Развивающих игр Никитиных — формирование творческого склада ума, развитие способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не просто развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, терпение и аккуратность.

Игры-головоломки: построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем, перекладывания указанного количества палочек.

Эти головоломки способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

«Логические блоки Дьенеша» используют для развития логического мышления у детей дошкольного возраста, решая задачи в процессе игры, дети учатся классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать.

Применение обучающих и дидактических игр позволяет достичь более высокий уровень мышление детей, развиваются личностные качества: сообразительность, целеустремленность, любознательность, трудолюбие, самостоятельность.

Литература

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей

у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -М. :

Просвещение, 1989г.

2. Выгодский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном

возрасте. // Избранные психологические исследования. - М., 1956г.

3. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Теоретические и методические

вопросы формирования математических представлений у детей

дошкольного возраста. – Л., 2000г.

4. Использование дидактических игр как средство развития основ

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор

опыта Бегоулова Светлана Викторовна. г. Белгород.

III. Технология проблемного обучения в детском саду

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения?

• Проблемный вопрос

• Проблемная задача

• Проблемная ситуация

1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

3) Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Проблемная ситуация №1, металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду, сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

• Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

• Создание противоречия, проблемной ситуации.

• Организация противоречия в практической деятельности детей

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от

непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Циклограммы образовательно-воспитательной деятельности в младшей возрастной группе 1. Циклограмма образовательно-воспитательной деятельности воспитателя в младшей возрастной группе. НОД в соответствии сетки занятий Понедельник.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй»Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй» Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй» 17 января в нашем городе Пионерском продолжили свою работу Рождественские.

Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня»Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Педагогические технологии применяемые в дошкольной образовательно-воспитательной практике (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Лёвкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогические технологии применяемые в дошкольной образовательно-воспитательной практике
Опубликовано: 9 января 2021 в 17:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД