Папки-передвижки

Педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей

Александра Ильина
Педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей

Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Введение

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка систему ценностей и модели нравственного поведения. Именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, её народам, историческому и культурному наследию.

Публикация «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей» размещена в разделах

Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него “эмоциональным тылом”. С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьёй.

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста.

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.

Принцип 3. Открытость педагога к семье.

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок.

1. Основные направления взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с семьей

Надо помнить, что каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью, но изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.

Задачи:

1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника.

2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребёнка, выявление семей с особыми потребностями.

3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребёнка.

4. Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений.

Формы работы:

1. Письменные формы:

- анкета «Будем знакомы»;

- анкета «История моей семьи»;

- опросник;

- родительское сочинение;

- «Неоконченные предложения» и другие.

2. Устные формы:

- интервью;

- беседа;

- синквейн и другие.

3. Наблюдения:

- ребёнка в разных видах деятельности;

- семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).

4. Творчество:

- рисунок семьи;

- рисунок несуществующего животного;

- дерево;

- четыре персонажа;

Информационное обеспечение.

Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.

Задачи:

1. Всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитания.

2. Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей.

Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ:

- сайт образовательного учреждения;

- блог;

- социальная сеть;

- электронная почта;

Задачи:

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2. Повышение компетентности родителей в вопрос

ах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.

Формы работы:

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:

1) для массового контингента семей воспитанников;

2) для дифференцированных групп семей:

- семьи детей различных возрастных категорий;

- семьи будущих первоклассников;

- различные категории неблагополучных семей;

- семьи детей с поведенческими проблемами;

- семьи детей с особыми потребностями;

- семьи одарённых детей;

- семьи детей, не посещающих ДОУ.

Методическая работа с педагогами

Успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы. Большая роль в подготовке педагогов по данному направлению принадлежит методической службе дошкольной образовательной организации.

Задачи:

1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах семейного воспитания, взаимодействия с семьей.

2. Овладение навыками эффективного общения, обогащение коммуникативного опыта.

3. Расширение арсенала интерактивных форм взаимодействия педагога с семьей воспитанника, эффективных методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка.

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Ильина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей
Опубликовано: 1 марта 2023 в 23:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД