Лучший педагог года

Педагогическая мастерская «Давайте гореть, не сгорая!»

Екатерина Соколова
Педагогическая мастерская «Давайте гореть, не сгорая!»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 44»

Районное методическое объединение

педагогов-психологов

«Давайте гореть, не сгорая

Подготовила

педагог-психолог :

Соколова Е. В.

22.03.2018

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Ход мероприятия:

1. Теоретическая часть

Публикация «Педагогическая мастерская „Давайте гореть, не сгорая!“» размещена в разделах

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Внешние факторы

• однообразная работа, повторяющаяся изо дня в день

• отсутствие ясности выполняемой работы, постоянно меняющиеся требования и условия

• Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);

• Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);

• Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)

• Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);

• Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т. д).

Внутренние факторы

• Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);

• Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)

• Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

• Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу.

• Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе такие моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.

Симптомы:

Физические усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям внешней среды, частые головные боли, расстройство ЖКТ, избыток или недостаток веса, отдышка, бессоница

Поведенческие и психологические работа становится все тяжелее, а способности ее выполнять все меньше; рано приходит на работу и поздно уходит, или наоборот, поздно приходит и рано уходит; берет работу на дом;, неуверенность,; чувство вины, невостребованности; чувство неосозново беспокойства, скуки; раздражительность, подозрительность; неспособность принимать решения, дистанцированность от коллег; повышенное чувство ответственности.

Профилактика

Эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т. п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало.

Психолог: Что бы понять на какой стадии эмоционального выгорания находитесь Вы, предлагаю пройти экспресс-оспросник.

Экспресс-опросник выгорания

Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл.

1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям

10. За последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

0 – 1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.

2 –6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 –9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания.

Упражнение «Жизненное пространство»

Материалы: Чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.

Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

• Красочная ли получилась картина?

• На что Вы в основном тратите свое время?

• Все ли Вас устраивает в этой схеме

• Что бы Вы хотели изменить?

Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».

Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «. в моей жизни этому не быть никогда».

Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

Методика 10 животных

Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.

• Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?

• Где он находится в списке?

• На каком месте?

Интерпретация результатов

• Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине — вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка — залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.

Упражнение «Жил-был педагог»

Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.

Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы.

• Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение.

• Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив.

• Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.

Игра «Волшебный стул»

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с педагогами и родителями на собрании. С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул», можно изготовить корону. Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорей появись-

на Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по-очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент – участник выражает вербально и невербально знак благодарности сообщает о своих чувствах.

Упражнение «Почувствуйте счастье».

Цель: раскрепощение и фиксирование этого состояния.

Инструкция: Закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, упокойте свое дыхание, расслабьтесь и вспомните те моменты в своей жизни, когда вы были совершенны, когда вы любили и вас любили, когда вы ощущали гармонию с миром, с собой. Ощутите все, что тогда вы видели перед собой, цвета, звуки. Какое чувство переживало ваше тело? Погрузитесь в это состояние и позвольте себе находиться в нем ровно столько, сколько вам захочется. Прикоснитесь к мизинцу правой руки- поставьте «якорь», закрепите это чувство, запомните все краски, звуки, движения. Откройте глаза.

Экспресс-опросник выгорания

Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл.

1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям

10. За последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

Упражнение «Жизненное пространство»

Материалы: Чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.

Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

1. По утрам он просыпался и думал ___

2. Собираясь на работу, он ___

3. Весь рабочий день он мечтал ___

4. Придя домой, он ___

5. Засыпая, он думал ___

Публикации по теме:

«Давайте поиграем»«Давайте поиграем» Проект «Давайте поиграем» 1. Актуальность. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», - так говорил советский.

Акция «Давайте говорить правильно!» «ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!» (памятка для родителей и педагогов) асимметрИя балОванный, баловАть, баловАться бАнт, бАнта (родит. падеж).

Фотоотчет «Давайте будем добрее!»Фотоотчет «Давайте будем добрее!» Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных.

Давайте устроим большой хоровод «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Олег Митяев. Утром 10 июня открываю «Литературную газету» и читаю интервью с известным.

Мероприятие «Давайте жить дружно»Мероприятие «Давайте жить дружно» Мероприятие "Давайте жить дружно" проходил в старшей и младшей группе. В начале мероприятия ребята вспомнили песню "Когда мои друзья со.

Педагогическая мастерская для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук» Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Презентация «Педагогическая мастерская — опыт работы с ИКТ» Педагогическая мастерская:Опыт работы с Информационно-коммуникативными технологиями:использование ИКТ во время подготовки к занятию, беседы.

Проект «Давайте познакомимся!»Проект «Давайте познакомимся!» МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2» Подготовила воспитатель Дейнес Татьяна Владимировна Проект «Давайте познакомимся!» Актуальность проекта.

Развлечение «Давайте поиграем» (средняя группа) Развлечение «Давайте поиграем» Средняя группа Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей. Задачи: - совершенствовать.

Родительское собрание «Давайте познакомимся!» Родительское собрание «Давайте познакомимся!» Цели: 1) знакомство родителей и нового классного руководителя; 2) создание эмоционального.

Опубликовано в разделах:

Публикация Педагогическая мастерская «Давайте гореть, не сгорая!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Соколова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогическая мастерская «Давайте гореть, не сгорая!»
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 22:05
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД