Лучший педагог года

Пальчиковая гимнастика. Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр (5 фото)

Ольга Гребенникова
Пальчиковая гимнастика. Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр

Пальчиковая гимнастика. Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Солнышко Октябрьского района Курской области Семинар на тему Двигательная активность залог здоровья воспитанников ДОУ Материалы для педагогов Развитие речи Речевое развитие детей Темочки от Пальчиковые игры гимнастика Пальчиковая гимнастика Гребенникова О

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»» Октябрьского района Курской области

Семинар

на тему: «Двигательная активность – залог здоровья воспитанников ДОУ».

Публикация «Пальчиковая гимнастика, Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» размещена в разделах

от 21.11.2018г.

Пальчиковая гимнастика – Гребенникова О. В. – учитель-логопед.

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Источник творчества способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее реб нок.

В. А. Сухомлинский

Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни реб нка.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению нетрадиционной пальчиковой гимнастики.

Игры с пальчиками развивают мозг реб нка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше реб нок говорит. Исследования уч ных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум реб нка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

Малышу необходимо вс потрогать, так он учится различать тепло и холод, тв рдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Благодаря пальчиковым играм реб нок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и реб нком.

Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

Сегодня я хотела бы поговорить о пальчиковых играх, с использованием нетрадиционного материала, которые оказывают благоприятное воздействие на развитие пальчиковой моторики у обычных детей и детей с речевыми нарушениями. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают реб нка своей импровизацией, непосредственностью. Так же они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней :

1. Массаж пальчиков.

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) :

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

Взад – впер д его качу, Вправо – влево как хочу. Сверху левой, снизу правой Я его катаю браво.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой) Взад, впер д его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь) И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохн т и опять игра начн т (повторяем то же самое другой рукой)

2. Массаж пальчиков шестигранными карандашами:

грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определ нном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

3. Массаж зубными щ тками:

Растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щ тку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики.

4. Пальчиковая игра «Башмачки» :

Бер м пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Ид м» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук. Катя туфли потеряла, Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула Смело в них впер д шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки, Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка Только шаркает немножко.

5. Пальчиковая игра с бельевыми прищепками:

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев.

«Уточки и гуси»

Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого). На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5-- – 4 –-- 3 ---– 2

Наши уточки с утра

2 –-- 3 –-- 4 – ---5

Кря - кря – кря – кря! Другая рука:

5--- – 4--- – 3 ---– 2

Наши гуси у пруда

2. ---– 3 ---– 4 ---– 5

Га – га – га – га!

8. Игра «Фокусник» :

Комканье платочка – бер м носовой платок за угол и показываем реб нку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки.

Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками: У меня жив т проглот,

Весь платок он скушал, вот!

9. «Волшебные превращения веревочки, трубочки,» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек, трубочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, выкладывать буквы, фигуры и т. д.

Игры с резиночками для волос.

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик средний!

Четвертый – безымянный! А пятый мизинчик –

Самый маленький, румяный!

10. Игра «Сухой бассейн» :

Для создания «сухого бассейна» небольшую сухую миску нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки реб нка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными.

Рука реб нка должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряж нность и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани необходимые для активизации нервных окончаний пальчиков.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка; — функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи : развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, да т преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной, Головушка умной, А речь красивой.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Пальчиковая гимнастика по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы по теме «Осень» (автор) Н. Немыкина. Сентябрь Раз, два, три, четыре,пять Будем пальчики.

Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателяПальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика. Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр
Опубликовано: 13 января 2021 в 10:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика. Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гребенникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД