МААМ-картинки

Ознакомление дошкольников с произведениями фольклора в старшей группе «Весна, весна, приди сюда»

Ирина Пашкевич
Ознакомление дошкольников с произведениями фольклора в старшей группе «Весна, весна, приди сюда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 «Мишутка»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с произведениями фольклора в старшей группе

«Весна, весна, приди сюда

Воспитатели: Пашкевич И. А.

Цель: - приобщение детей к истокам и традициям русского народа через фольклор.

Задачи:

Публикация «Ознакомление дошкольников с произведениями фольклора в старшей группе „Весна, весна, приди сюда“» размещена в разделах

- продолжать прививать любовь к русскому народному фольклору через использование закличек, потешек, прибауток, небылиц, дразнилок, песен, загадок;

- вызывать эмоциональную отзывчивость к народному фольклору;

- закрепить пословицы, поговорки, приметы о весне;

- закрепить знания детей о жанрах фольклора.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку с загадками, просит помочь разгадать загадки.

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее… (весна).

Девица круглолица

Всему свету светлица. (Солнце)

Стучит в окошко

Долгий Ерошка. (Дождь)

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака)

В голубой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручей)

Молодцы, дети, все загадки о весне отгадали. А давайте с вами вспомним пословицы о весне и весенние приметы. Я вам буду говорить начало, а вы продолжать.

Пословицы: - Ранняя весна ничего (не стоит).

- Весна, зажги снега, (заиграй овражки)

- Март зиму кончает, весну (начинает)

- Апрель с водою, (май – с травою.)

- Ай – ай, месяц май: и тепел (и холоден)

Приметы: - Длинные сосульки – (к долгой весне.)

- Какова середина марта – (таково и лето.)

- Май холодный – (год хлеборобный.)

- Туманы в мае – (к плодородию.)

В старину к весне относились особенно : весну ждали, ее закликали, встречали. Люди верили, что если по-доброму обратиться к природе, то она откликнется, погода поменяется, станет тепло или пойдет дождик. Поэтому народ придумывал, сочинял заклички. Давайте мы дружно позовем закличкой весну!

_Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем.

Март, март –

Солнцу рад.

Апрель, апрель –

Откроет дверь.

Май, май –

Сколько хочешь гуляй!

Какие еще заклички о весне вы знаете?

- Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым! (Ульяна)

- Весна, весна красивая!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший! (Матвей)

- Ребята, что мы с вами делали? (закликали весну)

Давайте с вами поиграем. Встаем в круг.

- Ой, бежит ручьем вода (дети потихоньку бегут по кругу,

Нет ни снега, нет ни льда.

Ой, вода, ой, вода (хлопают в ладоши,

Нет ни снега, нет ни льда (показывают ладонями, что нет).

Прилетели журавли («летят» по кругу,

И соловушки малы (присаживаются, складывают за спиной руки).

Мы весняночку поем,

Весну красную зовем! (встают, сужают и расширяют круг)

- Молодцы, ребята, теперь весна к нам точно поторопится и будет тепло.

- Весной к нам возвращаются птицы с юга. Давайте мы позовем птиц, чтобы они к нам быстрее прилетели!

- Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

- Скворушки, прилетите!

Красну весну принесите!

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб у нас поела,

И дрова все пожгла,

и солому пожгла,

Молоко все унесла! (Вероника)

- А что нужно, чтобы стало тепло, птички прилетели? (солнышко)

Игра «Солнышко»

Дети стоят в кругу: Пеки, пеки, солнышко (руки вверх)

Красное ведрышко.

День-деньской играй (идут по кругу,

Своих деток согревай.

Дети громко хлопают:

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают)

И ногами топают:

Топ-топ-топ! (топают)

Чтобы деткам погулять (шагают на месте,

Чтоб ребяткам поскакать (скачут)

- А вот и солнышко! (достать игрушку солнышко)

- Солнце дарит всем тепло, свет, от этого нам становится радостно, весело, празднично! Любит русский народ потехи, забавы, шутихи.

- Хотите слово услышать смешное? Хотите позабавиться? (Выходят скоморохи)

1. - Ай, гу-гу, ай, гу-гу,

Не кружись на лугу.

На лугу-то лужица,

Голова закружится.

Прямо в лужу упадешь,

Мокрый к ужину придешь! (Лева)

2. На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девушки-красавицы смотрят и смеются.

- ха-ха-ха, ха-ха-ха, как нам жалко петуха! (Артем)

3. В лесочке, в лесочке

Избушка на кочке,

Блинами обита,

Оладьями крыта,

Ограда кругом - пироги с творогом. (Паша)

Подмечает народ, какой нрав у людей, то похвалит, то высмеит, то дразнить станет. Кто дразнилки знает?

- Обзывала хвост поджала

И под лавку убежала.

А под лавкой крокодил

Тетю-мотю проглотил. (Саша)

- Рева – корова,

Продай молока

На три пятака.

Плакса, плакса,

Три копейки вакса. (Алина Р.)

- А ты, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться,

Привязал корытце.

Корытце болтается,

Невеста улыбается.

Корытце упало,

Невеста пропала! (Василиса)

- Валя, Валя, простота,

Кислая капуста!

Съела мышку без хвоста

И сказала «Вкусно!» (Алина А.)

А еще есть безобидные дразнилки, никто не обижался, а все дружно смеялись!

Едет Ваня на быке,

Балалаечка в руке.

Балалаечка упала,

Быку ноженьку сломала. (Артем)

Федот худ, голова с пуд,

Нос крючком, голова клочком. (Лева)

-А теперь давайте поиграем в игру «Жанры фольклора» : я вам загадываю, а вы называете, что это. Давайте вспомнит, какие жанры вы знаете?

Лешка-лепешка

Голова с лукошко.

Шапка с колышком,

Ноги бревнышком. (дразнилка)

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он.

Кто не верит – выйди вон! (считалка)

Ты птица – жаворонок,

Твой голос тонок - звонок,

Неси, неси на волю

Весну, весну в подоле! (закличка)

Венчики, венчики,

Летали бубенчики!

По травке и росе,

По чужой стороне.

Собирали орешки,

Медок. Сахарок –

Молчок! (Молчанка)

Аня: Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны (прибаутка)

Ульяна: Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке (небылица)

Ульяна: От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка)

- А что такое «Ложь с намеком» и для всех людей «с уроком»? – сказка.

- А вы любите сказки? Сейчас проверим, как вы их знаете.

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, простившись с зеленой кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)

3. Сидит парень на печи, уплетает калачи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (По щучьему велению)

4. Ждали маму с молоком, а впустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

5. Красна девица грустна - приближается весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6. А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы Мише на пенек,

Съесть бы вкусный пирожок. (Маша и медведь)

7. Нет ни речки, нет ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в яме из копытца (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

8. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.

Полежит, переспит и хозяев обхитрит. (Лисичка со скалочкой)

Какие вы все молодцы, столько сказок знаете! Мы с вами сегодня весну закликали, шутили и смеялись, а теперь, как гласит русская поговорка «Сделал дело, гуляй смело», вы можете идти отдыхать.

Публикации по теме:

Стихотворение «Приди Весна, приди Красна» Светлана Фоминых. Так устроены люди - радуются приходу нового времени года. Вот и в этом году ждём не дождёмся прихода весны. Вчера у нас.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Приди, весна красная»Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Приди, весна красная» Конспект занятия по лепке в подготовительной группе. Тема занятия: «Приди, весна красная» Цель занятия: Знакомство с обрядом встречи весны.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации «Весна, весна, весна»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации «Весна, весна, весна» Задачи: - учить детей запоминать стихотворение, читать его с естественной интонацией; - учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями;.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Весна, весна на улице» Образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Цель: Формирование понятия о временной.

Конспект НОД «Приди, весна-красавица» ВидеоКонспект НОД «Приди, весна-красавица» Видео Цель: Помочь детям создать художественный образ весны-красавицы. Вызвать интерес к конструированию Материал: Клей, кисточка, клеёнка,.

Конспект НОД в средней группе «Весна-красна! Приди скорей, согрей детей!» Конспект НОД в средней группе «Весна-красна! Приди скорей, согрей детей!» Стецюк Виктория Александровна Цель Познакомить детей с малой.

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Весна, весна красная» «Весна, весна красная» Итоговое мероприятие Цели: Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать.

Конспект проведения НОД в старшей группе «Весна, весна» Конспект проведения НОД музыкальной деятельности «Весна, Весна!» в старшей группе. Цель: Уточнить и обобщить знания детей о характерных.

Конспект занятия «Весна, весна, поди сюда» Цели: - познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. - продолжать учить разгадывать загадки о весне, заучить заклички о весне.

ООД по региональному компоненту «Весна, весна, поди сюда!» Программные педагогические задачи: -познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны -развивать речь, -заучивая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с произведениями фольклора в старшей группе «Весна, весна, приди сюда»
Опубликовано: 20 октября 2018 в 18:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с произведениями фольклора в старшей группе «Весна, весна, приди сюда»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пашкевич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД