Папки-передвижки

Ознакомление детей раннего возраста c сенсорными понятиями через игру

Смирнова Евгения Владимировна
Ознакомление детей раннего возраста c сенсорными понятиями через игру

Каждый малыш, когда появляется на свет – готов к восприятию окружающего нас мира, ребенок уже может ощущать тепло и холод, может видеть, слышать. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Основная задача сенсорного воспитания – помочь ребенку накопить представление о свойствах предметов: цвете, форме, величине, вкусе, запахе, звуке и т. д. Сенсорное воспитание всегда занимает очень важную роль в процессе развития ребенка.

Публикация «Ознакомление детей раннего возраста c сенсорными понятиями через игру» размещена в разделах

Природа с самого рождения окружает ребенка своими сенсорными признаками – звуками, запахами, многообразием цветов. Малыш знакомится с живописью, музыкой, скульптурой. Ребенок сталкивается с многообразием форм, величин, красок и других различных свойств, уже с рождения малыш начинает неосознанно все это накапливать. Для этого и нужно сенсорное воспитание, чтобы представление о предметах не было поверхностным и неполноценным.

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувственности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся - ощущения и восприятие. Восприятие более сложный познавательный процесс, обеспечивающий отражения многих признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается.

Восприятие и ощущение поддается развитию, особенно в период раннего и младшего дошкольного возраста. С помощью ощущений малыш познает отдельные признаки, свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Источником расширения сенсорного опыта является окружающая природа, бытовой труд, техника, строительство и другое. сенсорное воспитание это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирования у ребенка чувственного познания, развитие у ребенка процессов восприятия, ощущения, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами педметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Среда это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметно-развивающая среда влияет на все стороны личности ребенка – его чувства, эмоции, волю и требует от него работы мысли и воображения, т. е. становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. Задача педагога – сделать окружение ребенка ярким, интересным, запоминающимся, активным, эмоциональным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и таким образом приучать детей к самостоятельным играм.

Для успешного сенсорного развития в группе создается предметно-развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия. При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

- у детей возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

- игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

- учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

- с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, пирамидки, разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

- для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

- известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

- при объяснении правил игры воспитателю надо обращать внимание то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

- чтобы игра проходила успешнее, воспитатель готовит детей к игре –обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

- подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны – играли дружно, научились делать (конкретно что, убрали на место игрушки.

- интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции. Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников, направлена на формирование общих, универсальных структур психики (мотивационно - потребностных).

Среда должна быть:

- побуждающей детей к деятельности;

- обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

- способствующей развитию самостоятельности и творчества, обеспечивающей развитие субъективной позиции ребенка.

Для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных центров и уголков, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это хорошо.

Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Публикации по теме:

Развитие графического образа в рисунках детей через ознакомление с книжной графикой «Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с книжной графикой» Подготовила -Шерова.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

«Театр через игру»«Театр через игру» Мир детства,внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игруФотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость,.

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:

Публикация Ознакомление детей раннего возраста c сенсорными понятиями через игру (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Смирнова Евгения Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Ознакомление детей раннего возраста c сенсорными понятиями через игру
Опубликовано: 25 мая 2023 в 20:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД