Получи документы

Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Наталия Кучина
Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Система мероприятий по оздоровлению детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Как известно, период от рождения до поступления в школу является наиболее важным для физического и психического развития ребенка, для формирования качеств, необходимых в последующей жизни. Кроме этого, в данном возрасте закладывается фундамент здоровья. Однако современные исследования показывают: более чем у 70% детей имеются отклонения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нарушения ОДА неблагоприятно влияют на работу всех органов и систем растущего организма.

Публикация «Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самый благоприятный для исправления и коррекции нарушений осанки. Наиболее эффективным средством, на наш взгляд в детском саду, является:

I. Закаливающие мероприятия:

1) прогулки на воздухе с использованием подвижных игр с повышенным двигательным режимом, с упражнениями циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, пробежки, игры с мячом). Интенсивность нагрузки средняя, допускается легкая испарина у детей.

2) метод контрастного воздушного закаливания. Заключается в перебежках из одной «холодной» комнаты в другую «теплую». Разница температур начинается с 3 – 5 градусов до 15 градусов через 3 месяца. Используется спался и игровая комната после дневного сна. Выкладываются «игровые дорожки», ребристая доска, сухие и влажные коврики и инвентарь для развития и укрепления сводов стопы. Инвентарь располагается так, что бы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одно снаряда к другому, включая работу всех групп мышц. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр: «самолетики» или «перелетные птицы».

При контрастном воздушном закаливании неукоснительно соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодного воздействия, а так же сопровождающая ритмичная музыка, что положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Использование респираторной гимнастики:

1. И. п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание.

2. И. п. – сидя на стуле. Вдох – руки сгибаются в локтевых суставах, кисти – к плечам. Круговые движения в плечевых суставах на удлиненном выдохе (до конца вдоха или на счет 1, 2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох). Пауза.

3. И. п. – сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону с поворотом туловища – вдох, вернуться в и. п. – выдох. То же в другую сторону.

4. И. п. – то же. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

5. И. п. – сидя, ноги вместе. Развести руки в стороны на уровне плеч – вдох, согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди руками – выдох. Это же движение левой ногой.

6. И. п. – сидя. Кисти рук охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки (пальцы направлены вперед). Нижнегрудное дыхание.

7. И. п. – стоя, ноги вместе, опущенными руками держать перед собой гимнастическую палку. Поднять палку вверх, отставить правую ногу назад, на носок – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить аналогичное движение другой ногой.

8. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнуты в локтевых суставах, держат палку за головой. Поворот туловища влево, поднять палку вверх – выдох, вернуться в и. п. – вдох. Повоторить аналогичное движение с поворотом туловища вправо.

9. И. п. – стоя, ноги вместе, руки держат палку сзади на плечах. Повороты туловища вокруг вертикальной оси вправо и влево. Дыхание произвольное.

10. И. п. – сидя. «Ходьба сидя». Дыхание на счет: 1, 2 – вдох; 3, 4, 5 – выдох.

11. И. п. – сидя, руки на поясе. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

12. И. п. – сидя, руки лежат на коленях. Поднять плечи – вдох, расслабленно опустить – выдох.

13. И. п. – сидя (стоя). Полное дыхание.

II. Плавание в сочетании с дыхательной гимнастикой.

Обучение плаванию в нашем детском саду проводиться по «Программе по плаванию для детей от 2-х до 7-ми лет», основанной на методике которая предусматривает одновременное освоение всех способов плавания. В первую очередь по элементам, начиная с движений руками, затем координированного плавания. В саду есть бассейн размер (3.0 х 7.0 х 0.7 м., оборудованный всем необходимым.

Занятия проводятся два раза в неделю с каждой возрастной группой по 15 – 30 минут. На ряду с общеразвивающими и специальными упражнениями используются корригирующие дыхательные упражнения, которые способствуют коррекции осанки во время активного отдыха в воде обусловленного тем, что движение грудной клетки во всех фазах способствуют изменению кривизны позвоночного столба.

По мере освоения воспитанниками старших и подготовительных к школе групп с начало облегченных, а затем спортивных способов плавания в занятия включаются элементы прикладного плавания (со связанными ногами или руками, транспортировка различных предметов и грузов, оказание помощи «уставшему» на воде, плавание в одежде, ныряние на глубину, умение задерживать дыхание до 40 сек.).

По итогам диагностики развития основных физических качеств наши дошколята улучшили показатели скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса. За счет плавания детей в ластах укрепляются мышцы сводов стопы и голени, что так же ведет к формированию правильной осанки.

Комплекс корригирующих дыхательных упражнений

для старших групп.

Комплекс 4 (с нудлсом).

1. «Насос». И. п. – о. с., нудлс в согнутых перед грудью руках. 1 – вдох; 2 – 4 – наклон с жимом руками с нудлсом вниз, выход.

2. «Хлопки за спиной». И. п. – о. с., нудлс широким хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – 4 – присед, сводить пружинящими движениями прямые руки за спиной, продолжительный выдох.

3. «Жим за спиной». И. п. – о. с., нудлс средним хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – присед, жим руками с нудлсом вниз, выдох; 3, 4 – то же.

4. «Хлопки под ногами». И. п. – о. с., нудлс широким хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – присед, поднять вперед ноги, согнутые в коленях, хлопок под ними, выдох; 3, 4 – то же.

5. «Хлопки скрестно по коленям». И. п. – о. с., нудлс широким хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – мах скрестно согнутой в колене ногой к противоположной руке, рука с нудлсом касается колена, выдох; 3 – вдох, и. п. ; 4 – мах скрестно другой ногой, выдох.

6. «Перекаты вперед – назад». И. п. – вис, нудлс широким хватом за спиной, руки вперед, группировка. 1 – вдох; 2 – перекат назад, ноги вперед, руки в стороны, выдох; 3 – вдох, и. п. ; 4 – перекат вперед, ноги назад, руки вперед, выдох.

7. «Скакалка». И. п. – о. с., нудлс средним хватом перед грудью. 1 – вдох; 2 – группировка, колени к груди, перевести нудлс под ногами назад, выдох; 3 – вдох, и. п. ; 4 – группировка, колени к груди, перевести нудлс под ногами вперед, выдох.

«Отдых на воде» с нудлсом:

- в вытянутых вперед руках и под грудью, и. п. (на груди с учетом нарушения осанки);

- за плечами, руки в стороны и под коленями на спине (с учетом нарушения осанки).

Плавание с движениями ногами кролем, дельфином, брассом на груди; нудлс в следующих положениях:

- в вытянутых вперед руках;

- под грудью;

- за спиной узким хватом.

Плавание с движениями ногами кролем, дельфином, брассом на спине; нудлс в следующих положениях:

- за головой;

- за плечами, руки широким хватом в стороны;

- прижав к груди;

- в прямых руках, прижатых к ногам.

Плавание на боку на стороне искривления.

«Баланс на воде» - сед на нудлсе, выполняя плавно гребковые движения руками.

Комплекс занятия по обучению плаванию дошкольников

с нарушениями в развитии ОДА.

Подготовительная к школе группа.

Задачи: Закреплять навык выполнения корригирующих упражнений с дыханием; совершенствовать навыки плавания спортивными способами; учить выполнению элементов прикладного плавания.

Место проведения: Плавательный бассейн (3.0х7.0х0.8х1.0 м); уровень воды – по грудь.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Необходимый инвентарь: Поручень на расстоянии 35 см от бортика; резинки для связывания рук и ног, колобашки, гимнастические палки, плавательные доски, бумажные свертки, «грузы» с водой, мяч надувной по количеству детей.

Содержание занятия Дозировка Организационно-методические указания

Подготовительная часть (1.5 минуты)

Построение, сообщение задач урока 0.5 мин

Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине 0.5 мин Обратить внимание на выполнение короткого вдоха и продолжительного выдоха; соблюдать указанную последовательность

Спуск в воду, выдохи 0.5 мин Из и. п. – сидя на бортике спуск в воду с выполнением скольжения на груди

Основная часть (26 минут)

Движения руками всеми способами плавания (брасс, дельфин, кроль на груди и на спине) 5 мин (4х15 м) Соблюдать указанную последовательность; плыть по кругу. Ноги «отдыхают» (связаны резинкой) или в ногах колобашка. После каждого круга выполнять корригирующие упражнения с выдохами в воду

Корригирующие упражнения в сочетании с выдохами в воду 6 – 8 раз Спину держать прямо, не наклоняться

Движения ногами всеми способами плавания (кроль на груди и на спине, дельфин, брасс) 5 мин (4х15 м) Соблюдать указанную последовательность; плыть по кругу. Гимнастическая палка хватом локтями, доска в руках или руки связаны. После каждого круга выполнять корригирующие упражнения с выдохами в воду

Корригирующие упражнения в сочетании с выдохами в воду 6 – 8 раз Следить за осанкой и продолжительным выдохом

Плавание спортивными способами (брасс, дельфин, кроль на груди и на спине) 4 мин (4х15 м) Обращать внимание на выполнение вдоха и выдоха в воду, на движения рук при плавании кролем на груди и на спине и дельфином, на движения ног брассом. После каждого круга выполнять корригирующие упражнения с выдохами в воду

Корригирующие упражнения в сочетании с выдохами в воду 6 – 8 раз Спину держать прямо, выполнять быстрый вдох и продолжительный выдох в воду

Выполнение элементов прикладного плавания: транспортировка «груза», помощь «уставшему» на воде, отдых на воде, транспортировка предмета 5 мин (4х15 м) Стараться плыть без остановки, при перевозке «груза» менять руки

Подвижная игра «Ловишка с мячом» 2 мин У водящего в руках мяч. По сигналу он начинает «пятнать» игроков. Тот, кого «запятнали», выполняет пять выдохов в воду и продолжает игру. По сигналу игра останавливается, и меняется ведущий

Заключительная часть (2.5 минуты)

Игра «Карусель» 1.5 мин Образовать круг, взявшись за руки; по команде дети через одного ложатся спиной на воду ногами в середину круга, остальные держат их крепко за руки на уровне воды, плавно идут по кругу; по команде меняться. Кружить «карусель» на середине бассейна, дальше от бортиков, по сигналу – менять направление

Выход из воды 0.5 мин

Подведение итогов 0.5 мин Обсудить результаты занятия, похвалить за успехи, дать домашнее задание

Общие коррекционные упражнения при сколиозе.

1. Само вытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. Скольжение в положении на груди, руки вверх; на спине руки вверх.

2. Развитие дыхательных мускулатуры и укрепление грудных мышц, мышцы спины и плечевого пояса. Скольжение на груди, плавание брассом руками в сочетании с дыханием.

3. Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. Плавание на спине брассом.

4. Разгрузка и коррекция искривления позвоночника. Скольжение в положении на груди; плавание брасом с асимметричным положением рук.

5. Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Скольжение на спине; брасс ногами, руки вытянуты вдоль туловища.

6. Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. Скольжение на спине, брасс ногами.

7. Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.

8. Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции.

9. Развитие мышечного корсета и дыхательной мускулатуры. Скольжение на груду с доской в вытянутых руках.

10. Разгибание грудного отдела позвоночника. Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руками, ноги кролем.

Анализ результатов обучения плаванию показал, что к февралю воспитанники проплавают облегченным способом уже в 2 раза расстояние больше, чем в сентябре, а заболеваемость снижается в 3 раза (ОРЗ и ОРВИ).

Дети дошкольных групп с нарушениями ОДА успешно справляются с «Программой по плаванию для детей от 2-х до 7-ми лет», при этом у них отмечается улучшение состояния ОДА.

Наши дошколята принимают участие в районных, окружных и городских водно-спортивных праздниках «Дельфиненок», плывут 25 метров всеми стилями плавания.

Публикации по теме:

Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Условия обучения и воспитания детей с нарушениями.

Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из самых важных проблем современной медицины и педагогики. Вырастить здоровых,.

Календарно-тематическое планирование по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольников День недели (дата) Совместная деятельность педагога с детьми Показатели Организация различных видов детской деятельности и деятельности.

Конспект занятия по лечебному плаванию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Конспект по лечебному плаванию (с нарушением опорно – двигательного аппарата) Подготовила и провела Инструктор физкультуры МБДОУ «Детский.

Немного о сутулости. Укрепление опорно-двигательного аппарата у детей Укрепление опорно - двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки. Осанка, то есть правильное положение тела.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии. Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова.

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Библиотека изображений:

Публикация Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Кучина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 21:36
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД