МААМ-картинки

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте

Татьяна Барабанова
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте

Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего детства.

Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребёнок фактически и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет.

Задача педагога – сформировать у ребёнка к трём годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом –заместителем и воображаемым предметом, связать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром – взрослым, а затем сверстником.

Публикация «Овладение игровыми умениями в раннем возрасте» размещена в разделах

Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развёртывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в неё ребё нка:

- привлекать к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнёра – взрослого;

-привлекать к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

-ориентировать на продолжение, дополнение игрового действия партнёра- сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом (катать друг другу мяч, тележку, сообща собирать одну пирамидку и т. д.). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро даёт результат, изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слёзы и крик, реже становятся ссоры, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребёнка, его опыт жизни в детском саду, игровой опыт, приобретённый в семье.

Это не должны быть специально организованные игры- занятия, где взрослый с дидактическими целями демонстрирует тот или иной сюжет. Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам. Такая игра педагога – важное условие втягивания малышей в условную ситуацию.

Не нужно специально организовывать детей, ставить их возле себя. Как правило, дети наблюдают за игрой воспитателя : одни подходят к нему, другие, отвлекаясь от своих игрушек, следят за его действиями издали. Если кто-то из детей занят своей игрой, не надо настаивать на том, чтобы он прекратил её.

Начатая воспитателем игра может продолжаться уже с вовлечением в неё какого-то определённого ребёнка, в данный момент наиболее расположенного к общению со взрослыми.

Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации: кукла хочет есть – не хочет спать, хочет спать - не хочет спать и т. д. Причём ограничивается включением в игру каждый раз двух-трёх действий в рамках одной сюжетной ситуации.

На этом этапе предполагаются игровые ситуации с предметами, имитирующими реальные, - это помогает детям понять смысл игровой ситуации, включиться в неё. Условность подчёркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет, приписывает кукле разные эмоциональные состояния. По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками педагог переходит к игре, включающей уже не одну, а две сюжетные ситуации; связанная друг с другом (варит кашу на плите и кормит куклу и т. д.).

После того, как дети научились развёртывать игру с сюжетными игрушками, они могут подключаться к игровым действиям партнёра- взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к формированию игрового действия с предметом – заместителем. Необходимость самому использовать предмет-заместитель возникает у ребёнка только тогда, когда он уже включён в условную ситуацию игры, хочет её продолжать, и не видит подходящей сюжетной игрушки. При введении в игру предметов – заместителей взрослый должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно указывать на условное значение предмета.

Именно в этот период словесные комментарии взрослого особенно необходимы, так как без них действие может остаться непонятным ребёнку. В это же время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом. Важно иметь в виду, что детям раннего возраста свойственно употреблять предмет-заместитель в самостоятельной игре именно в том условном значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому, в дальнейшем необходимо придавать одному и тому же предмету различное условное значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому в дальнейшем необходимо придавать одному к тому предмету различное условное значение.

Следует также учитывать тот факт, что дети, особенно раннего возраста, нуждаются для развёртывания игры в реалистических предметных опорах. По мере работы с детьми педагог должен переходит к более гибкой организации предметно- игровой среды, представляя, самим малышам возможность дополнять её необходимыми игрушками. Задача воспитателя – продумать, какие игрушки заменить, какие на время убрать.

Обычно дети, поиграв ранее с воспитателем или просто понаблюдав его игру, начинают осуществлять игровые действия самостоятельно, они вносят в неё изменения, переносят игровые действия на новых персонажей и т. п., такого рода инициатива является показателем усвоения ребёнком условных действий с предметами.

Если воспитатель замечает, что кто-то из детей обнаруживает «пристрасти» к какой-то одной игрушке, оставаясь на уровне простых манипуляций с ней, он должен подключиться к его деятельности, затеяв как бы параллельную игру.

К двум годам можно приобщать ребёнка к игре с воображаемым предметом, которого нет. По мере овладения детьми условным игровым действием воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2 детьми к игре, позволяющей включить в неё всех желающих.

Итак, дети научились самостоятельно развёртывать игровые действия. Теперь воспитатель может направлять ребёнка на дополнение по смыслу условных действий сверстника, т. е. переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета.

Воспитатель должен также иметь в виду, что в связи с возрастными особенностями психики дети третьего года жизни ещё не способны к длительному сосредоточению, для них характерно стремление к двигательной активности. Поэтому постоянное перемещение по групповой комнате, смена занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре – нормальная картина в период самостоятельной деятельности.

Необходимо также учитывать, что в реальном педагогическом процессе формирующее воздействие взрослого и самостоятельная игра детей не могут быть разведены во времени.

Таким образом, руководство сюжетной игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышами, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями и взаимодействовать друг с другом.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста В период раннего детства маленький ребёнок активно познаёт окружающий мир,осваивает орудийные способы действий в быту,игре, образовательной.

Презентация «Если в доме пожар» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Если в доме пожар", возможно для кого-нибудь она окажется полезной. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте
Опубликовано: 1 января 2015 в 17:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Овладение игровыми умениями в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Барабанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД