Лучший педагог года

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения»

Светлана Жабуева
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения»

Тема: Личные местоимения.

Класс : 3- «а». Дата: 16.05.2015 год.

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Вид урока : Доминирует исследовательская деятельность учащихся.

Цель методическая - создание условий для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Цели образования:

Публикация «Открытый урок по русскому языку в 3 классе „Личные местоимения“» размещена в разделах

Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные - формирование навыка нахождения и распознавания личных местоимений в речи, умения правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Задачи урока.

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты :

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу;

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества;

- участвовать в продуктивном диалоге.

Ход урока.

I.Орг. момент. Настрой учащихся на результативную работу на уроке.

Приветствие.

Прозвенел звонок

Начинаем свой урок.

А у нас сегодня гости

Поприветствуем их

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте порадуем гостей хорошей работой.

- Скажите, что пригодится нам для успешной и хорошей работы на уроке?

- Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием и нам удастся открыть ещё одну тайну русского языка. Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

- Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей

I.Психологический настрой.

Проверка готовности к уроку.

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать.

Только лишь отметку “5”.

Проверяют готовность к уроку.

II.Мотивация к учебной деятельности.

Орфографическая минутка. - Говорят: «Как день начнёшь, так его и проведёшь».

Предлагаю начать наш урок с улыбки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь

- Наш урок пройдет под девизом, который мы прочитаем вместе. Улыбаются друг другу

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

III.Работа в тетради. Правила работы при письме.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. Правильная посадка при письме.

IV.Словарная работа.

Минутка чистописания. - Расшифруйте слово.

Пропишите заглавную букву –я- в соединении со строчной

- Какая орфограмма встретилась в слове яблоко? Яблоня.

Безударная непроверяемая гласная буква о в корне слова.

V.Этимология

В гостях у слова — Давайте подберем однокоренные слова.

- Вспомните, на каком уроке мы говорили о культурных растениях? Какую пользу они приносят?

Яблонька, яблоневый, яблоко, яблочко,

VI.Лексическое значение. - Давайте узнаем лексическое значение слова яблоня. Фруктовое дерево, приносящее яблоки. Род деревьев и кустарников семейства розоцветных. Существует 25-30 видов.

VII. Разбор предложения У доски работают ученики, делают разборы слов и предложения:

Синтаксический разбор предложения - (Катилось яблочко 3 по серебряному блюдечку.

4) 2 человека работают у доски.

VIII. Физминутка. Дети выполняют движения по образцу.

IX.Повторение.

Проверка теоретических знаний о местоимении. Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

X.Подумай и ответь.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез - Вчера мы с вами разгадали ещё одну тайну русского языка и узнали, что такое местоимение, и для чего оно нужно.

Вспомните: Что такое местоимение? Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

2. Какую роль играют местоимения в нашей речи?

Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня?

Какие цели мы поставим пере собой?

- помогают избежать повторения слов в тексте;

- обеспечивают связь между предложениями в тексте.

Вывод: чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной необходимо избегать повторов, а для этого нам нужны местоимения. Не случайно, по частоте употребления в речи местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов.

XI.Открытие новых знаний. Постановка проблемы.

- Прочитайте реплики диалога.

- Начиная разговор, как называет себя Алина?

- Это первое лицо, которое участвует в диалоге. (табличка 1-е лицо)

- А как бы ты назвала себя и Костю, одним словом?

- Местоимение «мы» означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».

- Как Алина обращается ко второму участнику диалога к Косте?

- На Костю указывает местоимение «ты». Это 2-е лицо (табличка 2-е лицо).

-Алина, а как бы ты обратилась одним словом к Маше, Саше, о которых ты спрашивала?

- Вы – это местоимение 2-го лица.

- А как бы вы обратились к старшим людям? Например, ко мне?

- Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение «ВЫ» может указывать и на одно лицо.

- Алина и Костя говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть речь идё т о третьих лицах: Маша– она, Саша – он (табличка – 3-е лицо).

-А можно ли сказать «Она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?

-А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об уроке?

- Ребята, а как бы вы назвали Алину и Костю одним словом-местоимением?

- Это местоимение 3-го лица.

- А каким, словом-местоимением вы бы назвали окно?

- Это местоимение 3-го лица.

- Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это местоимения-существительные.

- На что указывают личные местоимения?

- По какому признаку можно разделить эти местоимения на две группы? •

Значит, местоимение не называет предметы, а указывают на них.

На лицо.

Ед. ч. и мн. ч.

XII. Запомните:

Тот, кто говорит – я, мы.

Тот, кто слушает – ты, вы.

Тот, о ком или о чём говорят – он, она, оно, они.

- Личные местоимения указывают на определённое лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы).

Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они).

XIII. - В предложениях личные местоимения изменяются. При этом появляются новые формы от других основ. Например: я – меня, обо мне и т. д.

- Сравните свой вывод с учебником: стр. 164 Читают теоретические сведения в учебнике.

XIV. Первичное усвоение новых знаний.

Работу по учебнику. - Страница 164, упражнение 1. Выполняем устно.

(работа с заданием учебника в парах)

XV.Итог.

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Чтение хором:

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

- Какие функции местоимений выполняют личные местоимения в тексте? Указывают на предмет, отвечаю на вопросы кто? что, изменяются по падежам, в тексте заменяют имя существительное и в предложении являются подлежащим и дополнением.

XVI.Итог урока.

Хочу спросить.

Формирование умения задавать вопросы.

- Вы убедились, что язык полон тайн?

- Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну.

Подведём итог урока :

1. С какой частью речи мы работали?

2. Почему эта часть речи получила такое название?

3. Что такое местоимение?

4. Какие бывают местоимения?

5. Как называются местоимения которые указывают на лица?

6. С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

7. Какие два местоимения мешают транспорту на дорогах?

8. Какие местоимения самые чистые?

- Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Личное - значит принадлежащее лично кому-то

XVII. Самооценка.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Оцените свою работу на уроке

За что вы можете себя похвалить

- Вспомните девиз нашего урока. О чём кроме местоимения заставил вас задуматься этот урок?

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. (Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ».) Дети оценивают себя.

О взаимоотношениях в классе, о дружбе, товариществе.

XVIII.Домашняя работа. Стр. 165 упр 2; 4

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных» Открытый урок в 6 классе. Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Русский язык «Личные местоимения» (4 класс) Тема: Личные местоимения. Цель: обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Слова, определяющие признаки предметов» Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения»
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 05:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД