Лучший педагог года

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

Анна Архипова
Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

Тема:

Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил

Цель урока :

ЗНАТЬ

-стили речи и типы речи;

-тема идея текста;

-орфографические и пунктуационные правила;

-лексика;

-словообразование;

-морфемика;

-морфология;

УМЕТЬ

-комплексно работать с текстом ;

-определять виды и типы орфограмм;

-находить в тексте заданные слова;

Публикация «Урок-практикум по русскому языку в 10 классе» размещена в разделах

Тексты подобраны в соответствии с требованиями программы по русскому языку и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Работа проводится самостоятельно в тетрадях.

ТЕКСТЫ ДЛЯ УРОКА – ПРАКТИКУМА В 10 КЛАССЕ

ТЕКСТ № 1

1. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок подёрнувшей воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.

2. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. 3. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурою не убравшуюся водой низами и болотами, и высоко пролетали с гоготаньем журавли и гуси.

4. Пришла настоящая весна.

(По Л. Толстому)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи в этом тексте?

4. Подберите к слову «тонкий» синонимы и антонимы. Составьте словосочетания с ними.

5. Выпишите из текста причастия, определите их функции в предложении.

6. Найдите в тексте причастия с НЕ-. Объясните их правописание.

7. Из предложения № 3 выпишите слово, соответствующее данной схеме

8. Объясните значение слова «зеленей».

9. Составьте схему первого предложения.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно

проиллюстрировать примерами из текста (не забудьте привести примеры)

ТЕКСТ №2

1. Что за жизнь-раздолице на тихом Дону! 2. Что за волюшка-свободушка в казацких юртах, на станичных лугах, на донских степях! 3. Разливался – расплескался Дон Иванович со полуночной страны к полуденной,заливал он, затоплял он, Дон Иванович, круты красны берега и зелёные луга, поразмыл он, поразмывал он рудо-жёлтые пески. 4. День иночь идёт Дон Иванович- не умается, со станицами видается, со станицами прощается: что привет тебе, станица Казанская, что поклон тебе, станица Хоперская, от Хоперской поклон Усть-Медведицкой, от Медведицкой привет станице Качалинской.

(По Л. Д. Мордовцеву)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль речи. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи использовал автор в своём тексте?

4. Объясните роль восклицательных предложений.

5. Выпишите ключевые слова из текста.

6. Из предложения №3 выпишите слова, соответствующие модели

7. Какой смысл вложен писателем в сочетание слов «Дон Иванович»

8. Объясните правописание слова «рудо- жёлтые пески».

9. Дайте характеристику 4-му предложению.

10. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

ТЕКСТ №3

1. Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна.

2. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на просветлевшем небе. 3. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. 4. Казалось, река ив в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели. 5. Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше…

(По В. Короленко)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль данного текста. Докажите своё мнение.

3. К какому типу речи принадлежит текст?

4. Сформулируйте идею данного текста.

5. Определите время глаголов и их роль в тексте.

6. Начертите схему 3-его предложения.

7. Подберите синонимы и антонимы к слову «холодные».

8. Объясните все случаи постановки запятой.

9. Какие выразительные средства языка использует автор?

10. Подберите примеры из текста, иллюстрирующие правила написания корней слов.

ТЕКСТ №4

1. Я ехал с охоты вечером один на беговых дорожках. 2. До дому еще было верст восемь, моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами, усталая моя собака, словно привязанная,ни на шаг не отставала от задних колес. 3. Гроза надвигалась, я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и въехал в лес.

(По И. Тургеневу)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи использует автор?

4. Выпишите ключевые слова из текста.

5. В каком значении употребляется в тексте словосочетание «добрая рысистая кобыла»?

6. Охарактеризуйте 3-е предложение

7. Из 2-го предложения выпишите слово соответствующей модели

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Запишите синонимы и антонимы к слову «спустился»

10. Приведите из текста примеры имён существительных разных склонений.

ТЕКСТ № 5

1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. 4. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 5. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул на одно мгновение, остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь …

(По К. Паустовскому)

Задание:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи использовал автор данного текста.

4. Определите тему и идею данного текста

5. Из 5-го предложения выпишите глаголы и определите их функциональную роль.

6. Объясните знаки препинания в 5-м предложении.

7. Подберите из текста примеры слов соответствующей модели

8. Определите основу 3-го предложения.

9. Подберите синонимы и антонимы к слову «остановился».

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Учитель УВК «Арман» Любомир О. В. Г. Алматы, Казахстан Тема: Составление текста.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных» Открытый урок в 6 классе. Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Слова, определяющие признаки предметов» Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-практикум по русскому языку в 10 классе
Опубликовано: 2 марта 2017 в 13:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок-практикум по русскому языку в 10 классе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД