Лучший педагог года

Отчет «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» в средней группе

Екатерина Голубева
Отчет «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» в средней группе

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» с. Ингарь

Отчёт

по теме самообразования

«Развитие связной речи

детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Голубева Екатерина Валерьевна

2020 г.

Оглавление

I Вводная часть

1. Актуальность выбранной темы.

2. Постановка цели и задач.

3. Планируеmые результаты.

Публикация «Отчет „Развитие связной речи детей дошкольного возраста“ в средней группе» размещена в разделах

4. Определение периода работы по каждому этапу.

II Основная часть

1. Теоретическое изучение вопроса.

2. Перспективное планирование по развитию речи.

III Заключительная часть

Подведение иmогов работы по самообразованию.

Приложение

1. Свидетельства и сертификаты.

2. Мониторинг развития речи детей.

«Развитие связной речи детей

дошкольного возраста»

«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток,

И восклицать:

О! Как же ты красива!»

Е. Щукина

Вводная часть

В 2019-2020 учебном году я начала изучать новую тему по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста», и начала вести кружок «Будем говорить правильно».

Выбор моей темы по самообразованию связан с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Актуальность:

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы,

связанные с процессом развития речи являются центральной задачей

речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной

значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется

основная коммуникативная функция языка и речи. Дошкольное

образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей

системе народного образования. Овладение родным языком является одним

из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно

дошкольное детство особенно позитивно к усвоению речи. Поэтому процесс

речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет русский язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь

традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как

"узел", в котором сходятся различные линии психического развития -

мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством

человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает

основы успешного обучения в школе. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-ухудшение состояния здоровья детей;

-существенное сужение объема "живого" общения взрослых и детей;

-глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

На мой взгляд, становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи ребенка. Ребенок начинает реагировать на интонацию взрослого, особенности голоса, с которой произносятся слова. В эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован только взрослым

-родителями, воспитателями. Вместе с тем развивается и инициативное обращение ребенка к взрослым и сверстникам: он привлекает внимание к себе, к какому-нибудь предмету, использует мимику, жесты и звуки.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения

многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со

взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык -важнейшее средство человеческого общения. И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Глубоко понимая важность и актуальность темы, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей;

2. Создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста;

3. Обобщение опыта работы по данной теме.

По окончании изучения данной темы планирую :

Пополнить свои теоретические и практические знания по теме самообразования, с целью успешного применения их в работе с детьми.

Работать над данной темой я планирую в течение трёх лет.

При работе над темой по самообразованию мной были выделены следующие этапы:

1. Огранизационно – ознакомительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

Первый этап включает в себя определение актуальности выбранной темы,

постановки цели и задач, планируемые результаты и расчитан на 6 месяцев.

Основной этап включает в себя теоретическое изучение вопроса и практическое применение его на практике. Продолжительность основного этапа 2 года.

И последний заключительный этап - подведение итогов работы по самообразованию, оформление результатов работы, распространение опыта. Продолжительность заключительного этапа 6 месяцев.

Основная часть

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Но как правильно развивать речь детей, какие наиболее эффективные формы и методы, в развитии связной речи детей. Данный вопрос побуждает меня постоянно изучать литературу, которая помогает мне узнать опыт, наработки других педагогов.

Мной были изучены книги и интернет ресурсы:

1. Косинова Е. М. «Гимнастика для развития речи» – М. : ООО «Эксмо», 2003.

2. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» – АСТ, 2011. – 64с.

3. Бойко Е. А. «Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников» – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

4. Гербова В. В. «Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание» - 2016. - N 9. - с. 28-34.

5. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада» - М. : Просвещение, 2015. – 160 с.

6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - Детство-Пресс, 2010.

7. Маханева М. В. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» – М. :ТЦ «Сфера», 2016.

Данные авторы предлагают методические пособия для средней, старшей и подготовительной групп. В них представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий по развитию речи. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические и словесные игры и упражнения.

Также авторы предлагают критерии диагностики уровня развития речи детей.

Пополняя знания по данной теме, приняла участие в вебинарах:

1. «Игровые технологии и их преимущества в образовательном процессе детей»;

2. «Социально – коммуникативное развитие детей»;

3. «Речевое развитие детей дошкольного возраста»;

4. «Мнемотехника как современная образовательная технология»

Участвовала во Всероссийском тестировании «Тотал Тест Ноябрь 2018» - «Теория и методика развития речи детей».

Приняла участие во Всероссийской конференции «Развитие содержательной и связной речи детей в условиях введения ФГОС ДО»

(Приложение 1)

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы

Поэтому я продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой.

Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей :

1. Пальчиковая гимнастика (развитие речи через мелкую моторику) :

2. Дыхательная артикуляционная гимнастика;

3. Словесные дидактические игры;

5. Потешки, поговорки, пословицы, загадки;

6. Дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку» и др.

7. Подобрала мнемотаблицы по разным темам: времена года, животные и др.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов,

- составления описательных и сюжетных рассказов,

- передачи содержания сказок.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для определения уровня развития речи детей провела мониторинг руководствуясь методикой определения уровня речевого развития дошкольников от 3 до 7 лет А. Р. Лурия, Р. И. Лалаевой, Е. В. Мальцевой.

(Приложение 2)

На основе результатов мониторинга, сформулировала цель и задачи по развитию связной речи детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель: Повыщение уровня речевого развития детей.

Задачи:

1. Развитие всех компонентов устной речи детей : фонематического восприятия; фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи;

2. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи;

3. Развитие речевого общения со взрослыми и детьми;

4. Создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний.

Составила перспективное планирование по развитию речи на следующий учебный год

Сентябрь - октябрь. Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, мнемотаблиц, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Декабрь. Словесные, дидактические, пальчиковые игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию

Январь. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам, мнемотаблицам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Февраль. Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Март. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Апрель. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказки; работа над словарем: учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Заключительная часть

В результате изучения темы «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» я пополнила свои теоретические знания по данной теме, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы которые способствуют развитию речи детей.

В следующем году работа по данной теме будет продолжена. Полученные теоретические знания и умения постараюсь использовать в работе с детьми.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» в средней группе
Опубликовано: 24 января 2021 в 16:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД