Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников«

Ольга Щекина
Отчет по самообразованию «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников«

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).

Публикация «Отчет по самообразованию „Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников„» размещена в разделах

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Поэтому воспитывая полноценную личность, необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом, все, что мешает ему стать уверенным в себе, своих силах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в России ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

Я работаю на логопедической группе и взяла тему для своего само-образования : «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников». В начале этого учебного года я начала изучать данную тему.

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели»

С. Я. Маршак

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, компьютерные игры, игрушки с мультфильмов, такие как Хагиваги, Киси-Миси. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Актуальность данной темы:

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям художественную литературу. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Постановка цели и задач.

Передо мной была поставлена цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Сделать выводы по изучаемой проблеме.

При работе над темой по самообразованию мной были выделены следующие этапы:

1. Теоретическая часть:

- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы. В течение года.

Октябрь

2. Практическая часть:

- Создание предметно-развивающей среды

- Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)

- Выступление на педагогическом совете

В течении года, ноябрь-апрель.

3. Завершающая часть (внедрение)

Оформление опыта работы:

Систематизация теоретической части

Систематизация практической материала

Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

в течении года, февраль – май.

4. Презентация (распространение)

- Выступление на педагогическом совете: отчет по теме самообразования о проведенной работе. май

- Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи : май

- Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ и https://www.maam.ru/users/611561

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

Планируемые результаты :

Дети - интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;

учат воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминают небольшие интересные тексты.

Взрослые - регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Я разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Прилагаю его в приложении.

Для правильной организации работы по данному направлению, я изучила методическую литературу,

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб. : 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

Мною была создана предметно-развивающая среда в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей. В театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», совершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?»; развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой», «Шиворот – навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши», «Поэты», подобрала речевые подвижные игры, пальчиковые гимнастики в стихотворной форме, чистоговорки и скороговорки. и др.).

Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

Оформила наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные» и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

Еженедельная выставка книг по теме недели или приуроченная к дням рождения детских писателей.

Совместная деятельность с детьми.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественное слово. Мы с детьми нашей группы очень много читаем. Дети любят, чтобы им читали. После чтения выясняем, что и как поняли. Произведения выбираю, учитывая возраст, интересы и развитие. Наших детей привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После этого беседуем о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Моим детям особенно интересны произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Знакомлю детей с потешками, скороговорками и чистоговорками. С большим интересом загадываем и разгадываем загадки. Здесь закрепляется словарная работа, знания об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему НОД с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Путешествие в мир художественного слова развивает у наших детей воображение, фантазию побуждает их самих к сочинительству. Мы с детьми нашей логопедической группы учимся составлять рассказы по воображению – творческие рассказы. Эти придуманные рассказы – результат детской фантазии, требующий от ребенка развития воображения, мышления, самостоятельного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывание интересных, захватывающих деталей. Наши творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца или начала сказки, составление сказки по аналогии, по предложенному (готовому) сюжету, по заданной теме. Наиболее сложным для детей моей группы является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету в значительной степени зависит от природной одаренности ребенка, к его способности к сочинительству. Поэтому я в своей группе чаще применяю придумывание конца готового текста сказки или рассказа, а также составление сказок или рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.

При ознакомлении с художественной литературой читаем и пересказываем с детьми небольшие тексты. При ознакомлении с произведением обращаю внимание на иллюстрации, прочитанный текст делю на сюжетные части. Обозначаю каждую часть рисунком, картинкой, ключевым словом, которые впоследствии бы служили опорой для воспроизведения текста. Также использую детские рисунки (чтобы ребенок самостоятельно рисовал к каждой сюжетной части небольшой рисунок. Ели ребенок затрудняется при пересказе – помогаю ему с помощью условной наглядной схемы т. е. текст по сюжету схематически зарисовываю силуэтами – (черно – белыми) изображениями персонажей или знакомых объектов. Дети могут выполнить эти схемы самостоятельно. Затем дети пересказывают услышанное с опорой на иллюстрации, картинки, собственные рисунки, схему.

С детьми провожу литературные викторины, КВН, играем в игры-драматизации по сказкам с использованием масок -шапочек, инсценировки: «Три мамы», «Портфель – теремок», «Три подружки», «Лесная школа» и т. д. При этом развиваю речь детей, совершенствую художественно - речевые исполнительские навыки выразительной речи, упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

Сделала небольшую подборку литературных викторин по русским народным сказкам и сказкам писателей

Работа с родителями

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа:

Разработан перспективный план работы с родителями. Были проведены следующие консультации: «Развиваем речь», «Читая книгу ребенку, развиваем речь», «Учите ребенка красиво говорить». Информация в уголке для родителей своевременно пополнялось. Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривание книг. Участие воспитанников в различных конкурсах, флешмобах. Привлечение родителей к акциям таких,как «Книга в детский сад», «Книга Дедушки Корнея». Совместно с родителями в группе проведён дистанционный конкурс чтецов, приуроченный Дню Великой Победы, дети читали свои любимые стихи о войне. Художественный час, приуроченный Юбилею Корнея Чуковского. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.

Работа с социумом.

Для более эффективной работы имели тесную взаимосвязь с городской детской библиотекой, где приняли участие в муниципальном конкурсе: «Сказочный герой», Гулевская Дарья с работой «Колобок» заняла второе место. Так же активно посещали музей города имени Завгородного, где дошкольники с помощью художественного слова участвовали в различных мероприятиях и акциях проводимых там.

Заключительная часть

В результате изучения темы «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников» я пополнила свои теоретические знания, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы через которые можно воспитывать у детей ценностное отношения к художественной литературе, использование которой способствует развитию речевой активности детей и успешно их применила на практике.

Кроме того:

Вывод.

Проводимая мной работа организационно – ознакомительного этапа является методической основой для дальнейшей работы по самообразованию. На следующий год планирую разработать недели детских писателей, создание книжек – малышек по их произведениям и литературные вечера.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Использование художественной литературы в семье» в средней группе Дорогие родители! Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов анкеты для планирования работы в дальнейшем. 1. Какие у Вас дома есть книги.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Библиотека изображений:

Публикация Отчет по самообразованию «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников« (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Щекина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников«
Опубликовано: 17 мая 2022 в 12:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД