Лучший педагог года

Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми детьми

ирина харрасова
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми детьми

Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей.

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Публикация «Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми детьми» размещена в разделах

Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения

и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность

и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел

с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего

и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:

1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности

и ответственности;

2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями

в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;

4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими

в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений

об окружающем мире;

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;

7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе

их эмоционального благополучия;

8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Примерный календарный план воспитательной работы

На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный календарный план воспитательной работы.

Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей

по следующим этапам:

погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);

разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;

организация события, которое формирует ценности.

Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.

Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию

на основе ценности.

События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными.

Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи

и виды деятельности детей в каждой из форм работы.

В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

2.4. Программа коррекционно-развивающей работы

Раздел обновляется и дорабатывается.

Коррекционно-развивающая работа в Организации представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению, включающий психолого-педагогическое обследование воспитанников, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития.

Цель программы:

Программа коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации (далее – Программа КРР) в соответствии с требованиями ФГОС ДО направлена на выявление и удовлетворение особых (индивидуальных) образовательных потребностей воспитанников дошкольного возраста.

Задачи программы:

определение особых (индивидуальных) образовательных потребностей воспитанников, в том числе с трудностями освоения федеральной образовательной программы и социализации в ДОО.

своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными различными причинами;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППк);

оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной

психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Форма реализации программы КРР

Коррекционно-развивающая работа в Организации реализуется в форме фронтальных, подгрупповых или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор конкретной программы коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Программа КРР Организации включает:

план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;

рабочие программы коррекционно /развивающей работы с детьми с разными образовательными потребностями и разными стартовыми условиями освоения образовательной программы (уточнить в соответствии с целевыми группами).

Содержание коррекционно-развивающей работы.

Диагностическая работа включает :

• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи

и психолого-педагогическом сопровождении;

• раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

• комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ,

с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;

• изучение уровня общего и речевого развития обучающихся (с учетом особенностей нозологической группы, возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

• изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;

• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

• изучение адаптивных возможностей и уровня адаптации обучающегося;

• по одаренности

• по билингвизму

• по девиации

Коррекционно-развивающая работа включает :

• выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ/методик психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;

• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;

• коррекцию и развитие высших психических функций;

• развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;

• развитие коммуникативной компетентности обучающихся, их социального и эмоционального интеллекта;

• коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;

• по одаренности

• по билингвизму

• по девиациям

Консультативная работа включает :

разработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;

• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Информационно-просветительская работа предусматривает :

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки

в развитии, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;

• проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.

Особенности реализации Программы КРР с воспитанниками с ОВЗ

Программа КРР с обучающимися с ОВЗ должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использования ассистивных технологий.

Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ разных нозологических групп осуществляется в соответствии с Федеральной основной адаптивной программой ДО (далее – Адаптивная программа).

Особенности и задачи реализации Программы КРР с воспитанниками целевых групп

Особенности и задачи реализации Программы КРР с одаренными воспитанниками

Особенности и задачи реализации Программы КРР с билингвальными воспитанниками, детьми мигрантов, испытывающими трудности с пониманием государственного языка Российской Федерации

Особенности и задачи реализации Программы КРР с обучающимися, имеющими девиации развития и поведения

Особенности и задачи реализации Программы КРР с часто болеющими воспитанниками

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы

Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями :

• признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;

обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе дошкольного и начального уровней образования (опора на опыт, накопленный на предыдущих этапах развития, плавное изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться);

• учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);

• создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр. ;

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

• индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);

• оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению дошкольного образования, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования;

• совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества;

• психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;

• вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

• непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в Организации, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ;

• взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы, использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности;

• использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации;

предоставление информации о Федеральной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

обеспечение возможностей для обсуждения Федеральной программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих ее реализацию, в том числе в информационной среде.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность 1. Метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета. Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных.

Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровьяКинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребностиСотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми детьми
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 18:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми детьми» (включая файлы) размещена пользователем ирина харрасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД