Лучший педагог года

Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста

Алена Галева
Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста

Внимание очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом ее качественное выполнение. Внимание – важная сторона познавательной деятельности.

Публикация «Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом. Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия [11].

Устойчивость внимания – длительное привлечение к одному и тому же объекту.

Концентрация внимания – повышенность интенсивности сигнала при ограниченном поле восприятия.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо, С. Я. Рубинштейн и многие другие.

Как считал Т. Рибо, внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, между эмоциями и произвольным вниманием есть особенная тесная связь [6].

По мнению Н. Ф. Добрынина, внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [9].

Н. С. Осипова считает, что вниманию, как действию самоконтроля можно и нужно специально обучать. Вопрос о природе внимания продолжает изучаться в наши дни. Первый вопрос, которые интересует всех очень давно – является ли внимание самостоятельным процессом, или оно - сторона, аспект любой психологической деятельности. В зарубежной когнитивной психологии эта альтернатива представлена сторонниками теории внимания как специального процесса блокировки, или фильтрации информации, который обеспечивается работой особого блока, и сторонниками того взгляда, что внимание есть проявление работы всей системы переработки информации [14].

Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности (С. Я. Рубинштейн) [25].

В исследовании М. С. Певзнер на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех детей с нарушением интеллекта является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем М. С. Певзнер говорит о том, что у некоторых детей с нарушением интеллекта наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами. Иначе говоря, речь идет о преобладании возбуждения над торможением или, напротив, торможения над возбуждением. Многие авторы отмечали, что у умственно отсталых детей часто возникают летучие кратковременные фазовые состояния, которые во время учебной деятельности проявляют себя в колебаниях внимания [21].

Умственная отсталость — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы.

Для того, чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать, по крайней мере, два ее источника. Первый и наиболее типичный источник - колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Не следует думать, что эта истощаемость, или, иначе, утомляемость, обнаруживается только к концу дня либо к концу года. Истощаемость может наступить и на первом занятии после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого ребенка с ослабленной нервной системой.

В фундаментальных исследованиях А. Р. Лурия и Е. Д. Хомской также рассматриваются нейрофизиологические основы внимания. В исследовании Е. Д. Хомской особое значение придается селективному вниманию. Это внимание предполагает отбор и удержание нужной информации. При селективном внимании необходимо отвлечься от не относящейся к нужному делу, но воздействующей на анализаторы информации [32].

Далее Е. Д. Хомская рассматривает вопрос о причинах колебания внимания и делает вывод о том, что они недостаточно изучены, особенно применительно к произвольной умственной деятельности человека. Неясным остается, по ее мнению, роль различных мозговых структур в осуществлении обусловленных речью произвольных форм внимания. Данные исследования свидетельствуют о большой роли в осуществлении этого процесса медиобазальных отделов коры лобных долей головного мозга [32].

Исследователи М. С. Певзнер, С. Л. Рубинштейн подчеркивают тесную взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания [21, 25].

И. Л. Баскакова указывает, что под устойчивостью внимания подразумевается длительность сосредоточения внимания на объекте. Большинство детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 7 минут дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 2 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Средний уровень устойчивости внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Еще одним важным качеством внимания является его переключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на другой внутри какой-либо деятельности. Особенности переключения внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что дети дошкольного возраста успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов, чем с абстрактным. Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта, особенно старшего дошкольного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения.

Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых педагогом в ходе занятия, приводит к быстрой утомляемости детей дошкольного возраста, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи [2].

В своих работах Г. Е. Сухарева охарактеризовала внимание умственно отсталых детей как трудно привлекаемое, плохо фиксируемое и легко рассеивающееся.

Отмечается снижение устойчивости внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью. У одних детей с умственной отсталостью наблюдается максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение. У других — сосредоточение внимание наблюдается после осуществления какой-либо деятельности. У третьих сосредоточение внимания периодично.

Внимание умственно отсталых детей динамично - его трудно привлечь именно к нужным объектам. Внимание плохо фокусируется на объекте, «скользит» по поверхности и не достигает достаточной степени концентрации внимания.

Особенности такого качества внимания, как переключение, у умственно отсталых детей мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, особенно старшего дошкольного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Установлено, что переключение внимания у детейс интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от характера предъявляемых объектов. Замечено, что старшие дошкольники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов, чем с абстрактным.

Внимание старших дошкольников с умственной отсталостью характеризуется недостаточной произвольностью, дефицитарностью основных свойств внимания : объема, концентрации, распределения. У одних детей с умственной отсталостью наблюдается максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение в дальнейшем. У других детей сосредоточение внимание наблюдается во время осуществления какой-либо деятельности. У третьих сосредоточение внимания периодично. Теоретический анализ литературы показал своеобразие развития внимания дошкольников с умственной отсталостью, что обусловливает необходимость его эмпирического изучения и разработки и реализации мер психологического воздействия, способствующих оптимизации развития этого психического процесса [27].

Таким образом, в проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта авторы указывают на малый объем внимания детей с нарушением интеллекта, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости детей. Подчеркивают их постоянную, чрезвычайно легкую отвлекаемость, особенно отчетливо обнаруживающуюся при работе с относительно сложным материалом. Присущее детям дошкольного возраста нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности. Соответственно, одним из средств коррекции и развития внимания, детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта является игровая деятельность.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алена Галева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 08:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД