МААМ-картинки

Особенности стилизации народного танца в условиях творческого хореографического коллектива

Ирина Шимохина
Особенности стилизации народного танца в условиях творческого хореографического коллектива

Частное общеобразовательное учреждение «Лицей №36

открытого акционерного общества «Российские железные дороги"

Особенности стилизации народного танца в условиях творческого

хореографического коллектива

Методические рекомендации

Составитель:

Шимохина Ирина Васильевна

Педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Введение

Публикация «Особенности стилизации народного танца в условиях творческого хореографического коллектива» размещена в разделах

Изучение, стилизация, популяризация и развитие народного танца в наши дни трудно переоценить. Работа в коллективах, где занимаются дети и подростки, с этнокультурным наследием, направленная на сохранение традиций и укрепление дружбы народов имеет высокий воспитательный и образовательный эффект.

Во все времена в танце, в его музыке, движениях была сконцентрирована вся мудрость и философия народа. Особое место в создании хореографической композиции занимает не только работа непосредственно с пластикой, ритмикой и хореографическим полотном народных танцев и их стилизацией. Во время работы над танцем участники коллектива изучают культуру, музыкальное наследия, традиций и национальный костюм народа, чей танец они будут исполнять.

Таким образом, глубокое изучение традиционных танцев народов мира, в которых веками зашифрован культурный код каждой нации, приобретает огромное значение в воспитании национального самосознания и толерантности подрастающего поколения. С одной стороны это помогает вспомнить собственные традиции и проникнуться чувством гордости за свой многонациональный народ и страну. В то же время изучения танцев других народов помогает понять, что все мы имеем общие кони, ведь танцы многих наций очень схожи по своей сути.

Сделать танец современным и понятных сегодняшним юным исполнителям и зрителям помогают стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сочетанием одного танцевального направления с другим. Одним из частых объектов стилизации в хореографическом искусстве является народный танец.

Никогда прежде сцена не видела, искусства более яркого, вдохновенного, чем искусство фольклора. Стремясь познать, в какой–то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты. Необходимость современной творческой интерпретации фольклорного материала, а не только изучение и сохранение традиций, внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры, знание законов стилизации народного танца, придания ему современного звучания, поиск новых форм соединения народного и современного искусства – все эти вопросы делают проблему обращения хореографов к фольклорному материалу актуальной и намечают перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс не обходится без номинации «Стилизация народного танца». Прием стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.

Вопрос стилизации народного танца практически не освещен в теоретических источниках, хотя на практике балетмейстеры активно используют этот прием, не всегда понимая, что они стилизуют, как грамотно объединять разные стили. Много вопросов возникает в ходе создания хореографического произведения, в связи с незнанием законов стилизации народного танца.

Выявление данных противоречий позволило сформулировать проблему, которая заключается в неиспользовании балетмейстерами самодеятельных хореографических коллективов приёмов стилизации, а также недостатке методических пособий.

Теоретические основы стилизации народного танца в творческом хореографическом коллективе

1.1 Стилизация в хореографическом искусстве : сущность, функции, приемы стилизации

Сегодня трудно найти такую область человеческой деятельности, в которой бы не использовалось слово «стиль». Этот термин активно используется хореографами и поэтами, модельерами, философами и дизайнерами, психологами и архитекторами, музыкантами и художниками.

Известно, что слово стиль произошло от греческого stylos — палочка, которой в древности и средние века писали на восковых дощечках. Разные палочки — заостренный стержень из кости, металла или дерева — как бы разные почерки. Потом это перешло в оценку произведений искусства. Единство, похожесть художественных признаков стали называть стилем в живописи, литературе, музыке. Естественно, что это утверждалось временем, эпохой, определенными, типичными дли этого времени социальными обстоятельствами.

Слово стилизация вошло в обиход только в 20 веке. Именно на этот период приходится появление первых определений этого понятия.

В «Большой советской энциклопедии» стилизация определяется как «. целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте». В наше время стилизация в разных видах искусства имеет разное значение.

Например, в изобразительном искусстве стилизация – упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм – характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы

В литературе стилизация это — намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики, полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей.

Произведение, сознательно написанное по какому – ни будь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, определяется, как стилизация.

Явление стилизации достаточно часто встречается в композиторской практике. Тем не менее, его научное осмысление в большинстве случаев сопряжено со значительными проблемами, касающимися уже самого определения этого феномена. Понятие «стилизация» часто смешивают с заимствованием, полагая, что обращение к ней свидетельствует о несамостоятельности мышления композитора, его неумении найти свою собственную индивидуальность. В то же время, как представляется, стилизацию следует рассматривать как необычайно существенный творческий прием, позволяющий решать подчас крайне сложные художественные задачи.

Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого–либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

Конкретные проявления стилизации отличаются значительным разнообразием. С одной стороны, варьируется ее степень – она может быть высокой, низкой, меняясь от почти точного воссоздания стиля до едва уловимых аллюзий. Сами средства, связанные с воплощением стилизации, могут затрагивать разные параметры музыкального текста (гармония, фактура, мелодика, выступающих как по отдельности, так и в комплексе.

В музыкальном тексте стилизация выполняет различные функции. Во–первых, это функция отстранения, при которой для автора важна, в первую очередь, сама граница между своим и чужим стилем. Как уже было сказано выше, эта граница при стилизации возникает всегда, но в этом случае она является предметом специального внимания, обосабливается. Такой эффект возникает при пародии, воплощении в сочинении игрового эффекта.

Другая функция – диалогическая – при ее действии на первом плане оказывается именно воссоздание стиля определенной эпохи или конкретного автора. В этом случае важным оказывается то, что именно стилизуется. В результате в тексте формируется своего рода ссылка на чужой стиль, связывающая в произведении разные исторические эпохи.

В целом же, необходимо подчеркнуть, что устойчивый интерес композиторов к приему стилизации в целом имеет и вполне объективные предпосылки. Ю. Тынянов отметил, что «эволюция литературы, в частности, поэзии, совершается не только путем изобретения новых форм, но и, главным образом, путем применения старых форм в новой функции». В значительной степени это относится и к эволюции музыкального искусства, в котором стилизация оказывается одной из траекторий подобного прочтения уже существующих интонаций – но в новом смысловом освещении.

В хореографическом искусстве стилизация имеет другое значение, нежели в вышеописанных видах искусств. Это не подражание, не имитация какого–либо стиля, это создание совершенно нового лексического материала, за счет смешения стилей, комбинирования движений из разных стилей.

В хореографическом понимании слово стиль – это сочетание двух совершенно разных танцевальных направлений в единую танцевальную композицию. Чаще всего это соединение народного с современным танцем.

Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, эстрадный и современный танец. Мода и течение времени не смогла повлиять на него, а тем более вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несет историю создавшего его народа.

Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимодополняют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец путем поиска новых путей использования народного творчества, которые позволяют возродить в жизнь формы и жанры танцевального фольклора. А помогает ему в этом современный танец, при помощи стилизации.

Перед тем как разбираться, что такое современные танцы, нужно понять, что вложено в более широкое понятие – танец вообще. Танец – это один из видов искусства, материалом для создания образа и художественных фигур в нем является человеческое тело. Ритмичные движения, пластика, выразительные позы – все это составляющие танца. Это искусство, позволяющее воплотить любую эмоцию, состояние души, передать чувства и настроения через движения своего тела, через перемещение в пространстве. Танец неразрывно связан с музыкой. Он как бы воплощает её содержание, передает композицию, задумку.

Современные танцы – это отличный способ не только проявить и показать себя на танцполе, но также возможность лучше узнать самого себя, погрузиться в глубины самосознания. Это передача понимания окружающего мира через призму современности – поп–музыку, мейнстрим, стиль одежды, раскованность. Этот вид танца создан для тех, кто увлекается современными направлениями в музыке, кто любит тусовки и клубы, для тех, кто не стесняется своего тела. Современный танец нужен для того чтобы идти в ногу со временем.

Как и в любом другом виде искусства, а современный танец — это искусство каждый отдельный стиль и направление — это отдельная история со своими особенностями, набором движений и «фишками».

Какой бы стиль не был выбран, он поможет любому, даже самому застенчивому человеку раскрыться навстречу окружающим, проявить свою личность через движения под модные современные биты.

Не стоит забывать, что корни современных стилей уходят в классику. Все дабстепы, хип–хопы и гоу–гоу родились на основе традиций балета, бальных и народных танцев. Боль, радость, страх и счастье – все эти эмоции передавались через движения корпуса и ног многие века. И сегодня мы имеем возможность видеть эти потрясающие связки, ломаные движения корпуса, завораживающие па и повороты только благодаря традициям, пришедшим из далеких давно минувших эпох. Феерия стиля, разнообразие поз, новые знакомства и дух молодости – вот что такое современный танец.

Существует две большие группы танца современности со своими подкатегориями:

Клубные танцы : джаз–фанк, индастриал, хаус, стрип–данс, шафл, хакка, джампстайл, гоу–гоу, вог и другие. Уличные стили : хип–хоп, локинг, попинг, дабстеп, электро дэнс, крамп и т. д.

Соединяя, современные танцевальные стили с народным мы помогаем привить молодому поколению любовь к традиционному танцу, и сохраняем культурное наследие нашей страны. Отметим, что традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение.

Поэтому вся надежда на ищущую, чуткую ко всему родному, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь и хореографов, открывающих новые способы и возможности сохранения этнокультурного наследия.

1.2 Особенности стилизации народного танца в творческом хореографическом коллективе

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и эстетических основ национального характер. Утрата национальных традиций в сфере культуры, важнейшей частью которой является фольклор, ведёт к падению нравственно–этического иммунитета общества от распространения бездуховности.

Русское народное творчество – одно из мощных средств воспитания подрастающего поколения. Танцевальный фольклор изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народной педагогики.

Наши предки с раннего детства начинали многогранный процесс воспитания личности, становление различного рода культурных установок, обучения жизненно ценным знаниям, умениям, навыкам. Если человек с малого возраста испытывал соприкосновение с тем или иным видом народного творчества, это останется в его сознании навсегда и в необходимый момент жизни проявится в виде мощной психологической поддержки нравственного ощущения.

Формируясь и развиваясь как личность, человек в течение всей жизни реализуется творчески в самых различных микросферах со дня рождения.

Природа народного танца непосредственная по своей сути, наибольшим образом подходит к детской психологии. Приобщение к нему меняет детей в поведении, пластике движений, взаимоотношениях друг с другом и обществом. Дети становятся более открытыми, доброжелательными, так как получают возможность для самовыражения.

Искренность, сердечность, радушие – вот главные качества, которые раскрываются в деталях при соприкосновении со старинными традициями и обрядами русского народа.

Увлечение молодежи танцами, постоянная потребность гармоничного движения делают народный танец естественным и действенным орудием борьбы за души молодых людей, которым нужно пользоваться в полной мере.

Занятия народным танцем учат ценить красоту и народную культуру, воспитывают доброе отношение к окружающему миру, и чем раньше ребенок начнет знакомиться с народным творчеством, тем больше будет ценить свою культуру, лучше развиваться как личность. А чем больше всесторонне образованных, творческих людей, тем здоровее общество.

На сегодняшний момент перед преподавателями, балетмейстерами, специализирующимися в области народного танца, стоит ответственная задача – заинтересовать молодое поколение народной хореографией. В современном культурном пространстве России все большую популярность приобретают современные направления хореографического искусства : танец модерн, модерн–джаз танец и contemporary, а русский народный танец остается в прошлом. В результате этого между специалистами в области русского народного и современного танца иногда складываются весьма напряженные отношения. Первые считают, что современная хореография – это некие абстрактные телодвижения, сводящиеся к необъяснимому ползанию по полу и ломаным линиям. Это тенденции и направления, пришедшие к нам к Запада, которые лишь засоряют школу классического танца, совершенно игнорируют народный. Вторые же, наоборот, считают, что народный танец на современном этапе сильно устарел, он непривлекателен, поскольку неактуален, строго ограничен и кодифицирован. Но и те, и другие заблуждаются, говоря о том, что столь разные системы хореографического искусства не смогут найти точек соприкосновения. Эти убеждения ошибочны. Так, например, в результате синтеза народного танца и танца модерн или contemporary можно создать интересные хореографические произведения, которые будут интересны исполнителям, и будут нести нравственную ценность.

Поэтому народный танец должен стать одним из главных объектов стилизации в хореографическом искусстве.

Стремясь найти истоки характерного танца в прямом соотношении его с различными танцевальными видами, можно найти не только единство, но и противоречия. Вобрав в себя образное начало, суть характера, «народный мотив», характерный танец не представляет собой точного подобия народной пляски, не копирует фольклорный танец. Он поэтично и художественно правдиво выражает народный дух, укрупняя и углубляя черты национального характера, заложенные в первоисточнике. Вместе с тем характерный танец определяет не только образность, выразительность и эмоциональность танца народного, но и вмещает в себя сплав различных видов сценического танца. Движения характерного танца стилизовались в принципах классического танца. В основе своей, происходя от того или иного народного танца, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность.

Проявлением принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного. В этом случае элементы народного танца вплетаются в качестве деталей в рисунок классического танца. Такое проникновение коренится в глубоком внутреннем родстве этих двух танцевальных систем. Нужно отметить, что народный танец в свое время сыграл большую роль в формировании классического танца.

Классический танец, обогащаясь в процессе своего развития языком народного танца, привносил в него некоторые свои особенности. В некоторых случаях, особенно при постановке экзотических китайских, японских и прочих «па», балетмейстер заимствовал пальцевую и прыжковую технику классического танца. Например, наряду с чисто формальными опытами подобного рода Петипа в конце своего пути дал образец органического слияния народного и классического танца : Таково grand pas в последнем акте Раймонды Глазунова. Это великолепный пример академического классического grand pas, но буквально во все его элементы вплетены пластические элементы венгерского танца, что придает ему определенную национальную окраску. В основном характерный танец в старом классическом балете был строго регламентирован, имел свою, весьма узкую, форму применения: служил всего лишь традиционным дополнением, украшением, контрастом к чисто классическим композициям. Характерный танец обычно представлял собой эффектный вставной номер – обязательную принадлежность дивертисмента.

Реформатором балета был М. Фокин, который стремился очистить характерный танец от штампов. О новом в композициях Фокина Ю. Слонимский писал: «Испанские танцы обильно представлены в балетных спектаклях прошлого. Все они основаны на старой традиции и в значительной степени отредактированы хореографами. Исполнители покоряли публику морем огня, страсти, каскадом острых поз. И новые постановки «Арагонской охоты» шли по тому же пути. Ничего похожего у Фокина нет и в помине. В балетных номерах исполнители нередко адресуются непосредственно к зрителю, предназначая ему каждый жест, каждое телодвижение: они прямо и откровенно танцуют для публики, на публику. У Фокина же, как и подобает народной пляске, исполнители танцевали, словно для себя, адресуясь лишь к партнерам, причем делали это естественно, простодушно, не претендуя на реакцию очевидцев и не глядя на них. Говоря предельно коротко, «Арагонскую охоту» танцевали как в быту (разумеется, в этом «как» и есть высшее достижение, удовлетворяя потребность излить душу в движениях. Фокин не воспроизводил этнографическую картину, а (что самое трудное) сочинял как знаток и в то же время истинные народные образы». Необходимо отметить, что новаторские идеи Фокин черпал не только и не столько из фольклорного источника, сколько из своих впечатлений от смежных искусств – живописи и музыки. Это была талантливая стилизация народного танца.

Народный танец является одним из источников возникновения бесконечного разнообразия движений сценического танца. Под воздействием народного танца происходило формирование движений классического танца, расширялась палитра его выразительных средств, обновлялись его формы. Проявление принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного танца, которые вплетаются в него. Осуществляя такую стилизацию нужно стремиться бережно, сохранять то, что отражает лучшие черты характера русского народа. Обогащая рисунок, подчеркивая красивое и типичное, нужно стремиться отобрать из движений самое выразительное, тщательно следить за тем, чтобы в новом сценическом варианте не было чуждых элементов, искажающих основу танца.

Таким образом, за счет стилизации происходит обогащение народного танца новыми средствами, формами, появляются новые средства выразительности.

Стилизация народного танца нужна для сохранения национальной культуры и народного творчества, а также для донесения фольклорного материала до зрителей, понимания национальной индивидуальности в музыке и в танце.

В основе стилизованного номера лежит, прежде всего, изучение фольклорно–этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.

Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации. Стремясь познать, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно передать последующим поколениям народные черты.

При стилизации танца перед хореографом стоит сложная задача – создание самых разнообразных форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени.

Мастера народного сценического танца, в отличие от балетмейстеров, обратившихся к литературе, скульптуре, живописи, в своем творчестве меньше использовали другие виды искусства. Может быть, только в последнее десятилетия, как в профессиональном, так и в любительском творчестве, стали появляться такие произведения, в основе которых легло народное творчество : кружево, вышивка, ткачество, игрушка и т. д.

Руководителем танцевального коллектива частного общеобразовательного учреждение Лицей №36 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его участниками были изучены и созданы стилизованные народные танцы сразу нескольких этносов проживающих на территории России: русских татар и народов севера. Работа над историей и культурой народов, изучение лексики танца, традиции народов, национальных костюмов очень заинтересовала участников коллектива и имела высокий культурный и патриотический эффект. Соприкасаясь с традициями и историей народов России, ребята предметно изучили движении и национальный костюм, погрузились в исторический контекст развития этносов, увидели красоту и своеобразие этих этносов и стали лучше понимать своеобразие и философию народов, танцы которых мы стилизовали.

Кроме того, после углубленной работы над созданием стилизованных танцев участники коллектива стали пропагандистами культурные традиций данного этноса. Раз, за разом воплощая на сцене стилизованные хореографические композиции, ребята показывают уникальную красоту, своеобразие и глубокую философию народной культуры. Демонстрируют, что мудрость накопленная поколениями не только не устарела, но и сегодня может многому научить. В том числе, уважению и толерантности к чужим традициям и гордости и любви к собственной национальной культуре.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Фотоотчет о фестивале военно-патриотической песни и хореографического искусстваФотоотчет о фестивале военно-патриотической песни и хореографического искусства 18Мая 2018 года в нашем городе, среди дошкольных учреждений, прошёл фестиваль военно – патриотической песни и хореографического искусства.

Фотоотчет о выступлении детского хореографического коллектива на районном фестивале-конкурсе «Волшебный мир танца»Фотоотчет о выступлении детского хореографического коллектива на районном фестивале-конкурсе «Волшебный мир танца» 12 марта 2017 года учащиеся хореографического отделения музыкальной школы приняли участие в районном конкурсе «Волшебный мир танца».По условиям.

Структура занятия хореографического кружка в средней группеСтруктура занятия хореографического кружка в средней группе Добрый вечер,уважаемые коллеги! Май - время подводить итоги и мне хотелось бы поделиться с вами тем, как устроены занятия нашего хореографического.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Сценарий 8 марта для коллектива 2016 год СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА. (ПРИ ВХОДЕ В ЗАЛ, ВСЕ БЕРУТ КАРТИНКИ ЦВЕТОВ ИЗ КОРЗИНКИ) Начинается праздничная программа с песни муз. руководителя….

Сценарий районного детского хореографического смотра-конкурса в ЦДКСценарий районного детского хореографического смотра-конкурса в ЦДК Сценарий IV районного детского хореографического смотр-конкурса «Капитошка» До начала мероприятия звучат детские песенки/ Звучит фонограмма.

Выступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. ФоторепортажВыступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. Фоторепортаж Танец — важное искусство, Будь то вальс или фокстрот, Танго, полька, твист, чечетка, Или даже хоровод. Зачем люди танцуют? Кто-то хочет.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности стилизации народного танца в условиях творческого хореографического коллектива (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Шимохина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности стилизации народного танца в условиях творческого хореографического коллектива
Опубликовано: 27 января 2023 в 07:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД