МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Особенности ребенка с РАС»

Галина Лебедева
Консультация для воспитателей «Особенности ребенка с РАС»

Особенности ребенка с РАС (консультация для воспитателей)

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

РАС – это целая группа расстройств развития, которые проявляются в нарушении способности к общению, специфике обработки сенсорной информации и склонности к стереотипиям – ограниченным повторяющимся моделям поведения. РАС может сопровождаться снижением интеллекта, ДЦП, эпилепсией и другими нарушениями. При этом среди таких детей немало тех, у кого интеллект сохранен или даже превосходит возрастную норму.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности ребенка с РАС“» размещена в разделах

РАС в четыре раза чаще встречаются у мальчиков. Но одна из форм – синдром Ретта – в настоящее время диагностировалась только у девочек. У детей с данным синдромом отмечается потеря речи и произвольного управления телом, а также замедляется рост головы.

Среди вероятных причин РАС – нарушения биохимии мозга, недоношенность, хромосомные аномалии, слишком ранний (до 18) и зрелый (после 45) возраст матери и отца (50 лет и старше). В системной семейной терапии существует гипотеза о том, что ребенка с РАС порождает семейная система с нарушенными отношениями: негибкими правилами, неискренним общением, разными формами зависимых отношений и абьюза. В рамках этой гипотезы есть свидетельства, что оздоровление отношений в семье сопровождается некоторым оздоровлением ребенка с РАС.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

Ребенок с РАС не стремится к общению и обмену эмоциями.

Он не использует мимику и жесты в общении или делает это странно.

Ребенок с РАС не понимает мимику и жесты других людей.

Использует периферическое (боковое) зрение, избегает зрительного контакта: не смотрит в глаза, отводит взгляд.

Не может правильно подстроиться к взаимодействию: не пытается или не умеет выбрать тон, тему разговора, не может поддержать игру, войти в нее, отвечает нелепо, странно.

ПОВЕДЕНИЕ

Ребенок с РАС повторяет одни и те же движения, слова и фразы.

Одинаково использует объекты (выкладывает предметы по цвету ежедневно одним и тем же образом).

Стремится к постоянству и предсказуемости.

Привязан к нефункциональным ритуалам.

Пытается съесть несъедобное.

Неадекватно реагирует на изменения социальной ситуации.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОНТАКНОСТЬ

Ребенок с РАС остро и сильно реагирует на незначительные сенсорные стимулы: например, различные запахи, легкое касание, при этом как будто совершенно не чувствителен к значительным: например, боль, холод.

Он испытывает сильный стресс при малейших изменениях. Внешне никак не реагирует на обращения к нему или реагирует негативно: уходит, плачет, кричит.

Часто избегает прикосновений, не любит ласку.

ПОЗНАВТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Ребенок с РАС не имеет нарушений интеллекта.

Имеет крайне ограниченные и фиксированные интересы (детальное знание о поездах или карте) .

Стремится к систематизации.

Пример игр и заданий, которые нужно включать в работу с детьми с РАС

Куклы. Вам понадобятся куколки: девочка и мальчик, кукольная мебель, предметы быта. Покажите ребенку, как одеть куколку, уложить в кровать, накормить с ложечки. Также важно продемонстрировать, как куколки говорят друг другу «привет», «нет», «да», «мое», «твое». Игры с куклами развивают бытовые и социальные навыки ребенка с РАС.

Конструкторы. Предложите ребенку с РАС любые конструкторы: лего, металлические, магнитные, мягкие. Покажите, как соединять детали. Выдайте для начала простые инструкции-рисунки – как соединять две-три детали.

Игры с сыпучими предметами. Подойдут галька, крупа, фасоль. Только необходимо следить, чтобы ребенок их не ел. Покажите, как пересыпать материалы, как закапывать в них маленькую игрушечку и находить ее. Можно продемонстрировать «дождь» из крупы: взять ее в горсть и посыпать на остальную крупу. Такие игры успокаивают ребенка, стимулируют к взаимодействию с взрослыми, к подражательной деятельности

Игры с водой. Дайте ребенку емкость с теплой водой, стаканчики для переливания воды, резиновые игрушки. Можно использовать краски: покажите, как их растворять в воде и смешивать цвета. Можно взять тазик с водой и готовую игру «рыбалочка»: удочка с магнитом и фигурки рыб или лягушек с магнитиками. Покажите ребенку, как удочкой надо выловить их из воды. Такие игры успокаивают детей с РАС.

Пооперационные карты. Это наглядные картинки с последовательностью операций, которые нужны для определенного действия, например, сборов на прогулку. Используйте их, чтобы объяснить ребенку с РАС алгоритмы сложных операций – тогда он сможет понять их изнутри, и сами действия не будут провоцировать сильный стресс.

Многократные повторения в игре. Используйте простую развивающую игру: пирамидку, классификацию, шнуровку – снова и снова показывайте образец действий и четко озвучивайте свои действия вслух. Даже если кажется, что ребенок никак не реагирует, он запоминает и когда-то использует это.

Карточки-опоры с цветовыми подсказкам. Эти карты похожи на пооперационные, но на них строгая последовательность шагов, изображенная через последовательные цвета. Наклейте на большой лист полоски бумаги разных цветов в определенной последовательности: розовый, зеленый, желтый, синий, черный, фиолетовый. Под каждой полоской наклейте изображение нужного действия. Например, розовая полоска и шкафчик – подойти к шкафчику. Эта же последовательность цветов облегчит введение нового действия.

Танцевальные движения. Покажите ребенку с двигательными стереотипиями одно-два простых танцевальных движения. Это может помочь отвлечься от стереотипий. Танцевальная терапия позволяет научить ребенка с РАС выстроить связь со своим телом и осознанно им управлять. Кроме того, танец снимает мышечное и эмоциональное напряжение, расширяет двигательный репертуар.

Шахматы и шашки. Покажите ребенку с РАС доску для шашек, расскажите, как играть, предложите попробовать. Если ребенка увлечет игра, можно перейти к шахматам: показать фигуры и как они могут ходить по доске

ВСЕГДА ПОМНИТЕ:

Ребенок не виноват. Он не хочет и не умеет общаться, слабо умеет проявлять эмоции, странно реагирует на внешние стимулы. Он иначе не может. Не стыдите ребенка за это и старайтесь спокойно воспринимать его особенности.

Не игнорируйте симптомы. Любые признаки, которые могут указывать на наличие РАС, увидели вы их сами или услышали от кого-то из наблюдавших за ребенком, следует как можно скорее обсудить со специалистами.

Дети с РАС не бесчувственны. Они способны любить, привязываться, только они иначе это переживают и демонстрируют. Не требуйте от ребенка быть таким же, как другие дети.

Выполняйте рекомендации специалистов. Проводите индивидуальную работу с ребенком по рекомендациям дефектолога, логопеда, психолога. Напоминайте родителям о рекомендациях, которые дали специалисты, чтобы они тоже следовали им дома.

Говорите с ребенком. Каким бы слабым собеседником он ни был, нужно с ним разговаривать, озвучивать свои действия, правила, обсуждать происходящее. Почитайте книги А. Фабер и Э. Мазлиш о том, как говорить с детьми. Эти приемы помогут и в общении с ребенком с РАС.

Обеспечьте ребенку стабильность быта и возможность изолироваться. Отнеситесь с пониманием к этим особенностям ребенка с РАС – это жизненная необходимость, а не каприз.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности ребенка с РАС»
Опубликовано: 10 января 2022 в 23:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Особенности ребенка с РАС»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лебедева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД