Получи документы

Особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Воронина В
Особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития творческих способностей у

детей младшего дошкольного возраста

Воронина Вероника Викторовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №6

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Творческие способности — это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности детей дошкольного возраста- это оригинальных подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты. Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественно-творческих способностей. Ребенок знакомиться с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Творческие способности включают в себя : активное воображение, гибкое мышление, способность к восприимчивости, развитую интуицию, инициативность, любопытство. Развитие творческого потенциала ребенка требует создания специальных условий. Раннее вовлечение ребенка в творческий процесс. Создание развивающей среды для стимулирования творческой деятельности, поддержка ребенка во всех начинаниях, доверительные отношения между членами семьи. Развитие физического здоровья малыша, мелкой и крупной моторики, координации движений. Развитие творческого мышления дошкольника через ведущую деятельность в этом возрасте – игру. Предоставление ребенку свободы выбора в том, чем и как ему действительно хочется заниматься в данный момент. Оказание помощи ребенку, если она необходима. Стимулирование самостоятельности и инициативы. Поддержка ребенка при возможных неудачах, вера в его способности. Для успешного развития творческих способностей у детей необходимо создать подходящие условия, и в первую очередь это касается комфортной, располагающей к творчеству атмосферы. Для этого в детском саду должна быть создана такая предметно-развивающая среда, которая позволит ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность активизирует самостоятельную игровую, изобразительную, музыкальную деятельность. Малышам от 3 до 5 лет сложно усидеть на месте и сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому очень важно чередовать активности уделяя каждой не более 15-20 минут за раз. К тому же занятия должны быть достаточно простыми и интуитивно понятными, что позволит ребенку максимально проявить творческую свободу. Для развития творческих способностей необходимо с ранних лет включать ребенка в доступную для его возраста деятельность. Для этого в группах можно создать зону, которая сразу включает в себя книжный, театральный и музыкальный уголки. Это очень удобно, т. к. дети в младшем возрасте импровизируют, им все интересно, они хотят охватить все и сразу. Здесь можно читать русские народные сказки, рассказы, литературные произведения, стихи, рассматривать иллюстрации. Здесь дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, смогут попробовать сами извлекать звуки при помощи разных музыкальных инструментов. Так же здесь можно прослушивать разнообразные музыкальные произведения. Музыка помогает в развитие слуха, памяти и образного мышления. На фланелеграфе дети могут показывать и рассказывать свои любимые сказки. Целью детского театрального творчества является помощь становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям возможность закрепить навыки общения, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит рост и развитие творческого воображения и творческих способностей. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональности, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно – эстетического воспитания. Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества : художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, именно во время игры дети чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей. Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха. Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, полезно использовать нетрадиционные способы рисования, они доставят детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Нетрадиционное рисование помогает малышу почувствовать себя настоящим художником. Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, можно начать с «рисования пальчиками» – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Желательно использовать такие средства выразительности как точка, линия, пятно. «Рисование ладошкой»-подходит для малышей с двух лет. Ладошка окрашивается краской и прикладывается к бумаге. Таким образом рисуют фантастические силуэты, пятна, птиц, бабочек и т. д. Детям младшего дошкольного возраста очень понравиться рисование ватными палочками. При этом они не будут пачкать руки красками, будут учится ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины. Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет. Уже с младшей группы можно практиковать рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, так же можно ввести технику «тампонирование» из поролона. Для развития творческих способностей детей нужно активно использовать аппликацию. Аппликация — один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще нужно показывать последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребенка видеть изображение в целом. Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Для продолжения развития художественно – творческих способностей, полезно использовать технику пластилинографии, в ходе которой дети учатся создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому. Для развития творческого интереса к изучению окружающего мира, можно предложить детям выполнить аппликацию при помощи пластилина. Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, последовательно и планомерно у детей формируются как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности. При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. Один раз в квартал полезно проводить открытое занятие для родителей, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей. Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни.

Публикация «Особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Публикации по теме:

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаОпределение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для успешной образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 23:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД