Лучший педагог года

Особенности коррекционной работы музыкального руководителя в детском саду с детьми с ОНР

Анна Стецко
Особенности коррекционной работы музыкального руководителя в детском саду с детьми с ОНР

Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи.

Цели музыкально-коррекционной работы :

открыть ребенку мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира, познать его гармонию и красоту;

Публикация «Особенности коррекционной работы музыкального руководителя в детском саду с детьми с ОНР» размещена в разделах

сформировать основы музыкальной культуры;

укрепить здоровье детей, нормализовать психоэмоциональное состояние, заложить основу для исправления дефектов речи;

способствовать воспитанию всесторонне развитой творческой личности.

Для детей с нарушениями речевого развития программа выделяет два блока задач:

задачи общего музыкального воспитания.

коррекционные задачи.

Задачи общего музыкального воспитания обозначены в рабочей программе музыкального руководителя, а именно:

развитие интереса к различным видам искусства;

формирование первых представлений о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;

воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности;

обучение основам создания художественных образов;

развитие сенсорных способностей восприятия, умение элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;

приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Коррекционные задачи вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей (нарушений координации; чувства ритма; двигательных внимания и памяти; повышенного мышечного тонуса; равновесия; общей и мелкой моторики; перенапряжения голосовых складок; голоса; недостатков дыхания; трудностей артикуляции; нарушений мимики; повышенной утомляемости; эмоциональной неустойчивости и проблем общения).

Именно это определяет следующие задачи:

развивать двигательную сферу, мышечную активность;

развивать координацию движений;

развивать движения рук и мелкой моторики;

учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;

развивать музыкальный слух (ритмический, динамический, звуковысотный, тембровый);

совершенствовать подвижность органов артикуляции;

учить правильному певческому дыханию;

учить исполнять знакомые песни эмоционально-выразительно;

учить петь в разных темпах, умеренно громко, умеренно тихо, напевно;

учить петь без напряжения, естественным голосом, в удобном диапазоне;

учить инсценировать содержание детских песен игрового плана (развитие связной речи);

развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Занятия по музыкальному воспитанию детей с нарушениями речевого развития проводятся совместно с детьми без речевых нарушений и индивидуально (подгруппами). Развитие речи у детей с нарушениями речевого развития проходит через все виды музыкальной деятельности и предполагает использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио- и видеокассет.

Музыкальные занятия имеют особенности в построении и отборе репертуара. Прежде всего, это игровой материал:

игры со словом;

музыкально-дидактические игры;

игры с пением и хороводы;

игры на развитие ориентировки в пространстве;

игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, различных свистульках);

этюды и упражнения по психогимнастике.

упражнения, направленные на развитие основных движений; мелкой моторики рук (с предметами и без них); на активизацию внимания; на координацию движений;

танцевальные и плясовые движения.

Весь разученный двигательный материал используется в свободных плясках, хороводах с солистами, в переплясах, а также в плясках типа «Делай так!», «Зеркало». Очень продуктивны в работе игры и хороводы «с подсказкой». Например, поет Дед Мороз, а дети выполняют движения по тексту.

В процессе обучения пению используются песни с простыми запоминающимися текстами, с повторами слов и слогов. Очень хороши в работе песни с небольшими сольными партиями. Весь вокальный репертуар инсценируется с использованием атрибутов и элементов костюмов, отдается предпочтение песням с логической последовательностью событий. По согласованию с логопедом на каждом музыкальном занятии используются распевание на автоматизацию звуков.

Для слушания музыки подбираются произведения эмоционально яркие, с понятными образами, в основном программные (имеющие конкретные названия, о которых легко высказываться, например, пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского», но предпочтение необходимо отдается вокальной музыке с понятной тематикой, вовлекая в процесс слушания как можно больше анализаторов.

Детские музыкальные инструменты включатся практически в каждое занятие, их использование помогает в решении всех поставленных задач. Дети подыгрывают себе в песнях, свободных плясках, играх, инсценировках, в процессе слушания музыки, сказках-шумелках.

Результат ребенка должен быть строго индивидуален. Нельзя тянуть всех детей к какой-то условно-средней планке. Каждый взрослый – музыкальный руководитель, логопед, воспитатель – активные участники музыкального занятия во всех его частях и видах музыкальной деятельности, так как разучивание материала идет по твердой схеме: показ взрослого – совместные действия взрослого с ребенком – самостоятельное выполнение ребенком. Воспитатель – активный участник занятия, помощник музыкального руководителя.

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе

Совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы. В исправлении нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь работы учителя -логопеда и музыкального руководителя. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На музыкальных занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с нарушениями речевого развития усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.

Публикации по теме:

Организация работы музыкального руководителя в дистанционном режиме в период пандемии Всем жителям России рекомендована самоизоляция, в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекции и дистанционное обучение.

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Задачи М А Д О У на 2020 - 2021 уч. год. : 1. Сохранение и укрепление.

Годовой план работы музыкального руководителяГодовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2022-2023 учебный год Годовые задачи ДОУ на 2022-2023 учебный год 1. Валеологическое просвещение.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Методическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма на примере работы музыкального руководителяМетодическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма на примере работы музыкального руководителя Тема: «Соблюдаем ПДД – предупреждаем ДТП!» (из опыта работы) В нашем детском саду особое внимание уделяется формированию навыков безопасного.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекционной работы музыкального руководителя в детском саду с детьми с ОНР
Опубликовано: 18 августа 2023 в 09:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД