Получи документы

Особенности коммуникации у детей ОВЗ

Елена Матвеева
Особенности коммуникации у детей ОВЗ

Особенности коммуникации у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Елена Николаевна Матвеева- воспитатель МАОУ «Школа №17»

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности коммуникации у детей с ограниченными возможностями здоровья в стадии начального образования. Отражены цели и задачи при работе с детьми ОВЗ с разными диагнозами. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС, умственной отсталостью, с детьми с нарушениями двигательной сферы. Также в статье отмечается, что в современном обществе очень много детей и людей с ограниченными возможностями здоровья, которым так же как и всем необходимо образование и социализация.

Публикация «Особенности коммуникации у детей ОВЗ» размещена в разделах

Ключевые слова: инклюзивное образование, коммуникация.

Согласно задачам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 года №1598) таким как: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности ребенок с ОВЗ имеет право на обучение в любой школе.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В июне 2013 года в «Закон об образовании» вводится термин «инклюзивное образование». Далее более подробно рассмотрим это понятие.

Инклюзивное образование (англ. inclusion-включение, включающее образование, совместное обучение)- форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей предоставляется возможность учиться в образовательных учреждениях.

Современное образование представляет собой систему воспитания и обучения личности, совокупность знаний, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. Можно сказать, что образование- это процесс формирования ума, характера и физических способностей каждого из нас. Каждый человек имеет право на образование не взирая на особенности физического, умственного или двигательного здоровья. Современные школы принимают для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывая для них адаптированные образовательные программы. Конечно же детям с ОВЗ тяжелее влиться в коллектив и найти такие средства коммуникации, которые понятны не только им, но и их сверстникам. Отсюда и возникает потребность в общении, а особенностей в общении у таких детей как показывает практика очень много. По моему мнению, коммуникация является главной составляющей для успешной социализации в обществе. Рассмотрим понятие коммуникация более подробно.

В большой Российской энциклопедии термин «коммуникация» рассматривается как взаимодействие людей и животных, предполагающее обмен информацией с помощью специальных сигналов-посредников. На мой взгляд для детей с ОВЗ этот термин наиболее понятен и служит основой для общения, ведь дети с ОВЗ общаются любыми удобными для них способами.

Рассмотрим особенности коммуникации у детей с ОВЗ разных категорий.

Особенности коммуникации у детей с умственной отсталостью (УО, что же трактуется под термином «умственная отсталость»

Умственная отсталость- это состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта.

В зависимости от степени выраженности УО классифицируют:

Легкая (дебильность)

-Умеренная (не сильно выраженная имбецильность)

-Тяжелая (выраженная имбецильность)

- Глубокая (идиотия)

Каждую степень УО можно рассмотреть в отдельности

У детей с легкой степенью УО в специально организованной образовательно- развивающей среде школьники с легкой степенью УО способны адаптироваться в ближайшее для них окружение, что является показателем положительного психического и интеллектуального здоровья.

Дети с умеренной УО

Такие дети относятся к особой группе детей, разнородная по составу, виду, степени дефекта. По уровню развития и потенциальным возможностям. Дети данной категории имеют ограниченную способность к накоплению запаса сведений, возможность выделения простейших признаков, предметов и ситуаций. Таких детей уже в раннем возрасте можно определить. Психическое недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер. Охватывая все сферы психики. Такие дети с трудом устанавливают причинно- следственные связи, не всегда правильно понимают и оценивают ситуацию. У детей данной степени ОУ существенно снижено понимание обращенной к ним речи, что замедляет формирование таких навыков как соотнесение слова и предмета, слова и действия. Находясь в обществе, во время игры с другими детьми дети с умеренной УО не общаются с ними.

У детей с тяжелой степенью УО

Дети с данной степенью УО часто используют вспомогательные способы коммуникации, которые часто выступают в качестве значительно более эффективного средства их общения с другими, чем разговорная речь. Дети с тяжелой степенью УО. Больше чем 40% из них не имеют навыков разговорной речи или во время общения используют свое собственную «речь», которая часто является непонятной для окружающих.. Словарный запас у таких детей не превышает 300-400 слов, чего недостаточно для полного общения.

У детей с глубокой УО

Такие дети испытывают огромные трудности в обучении, даже при использовании индивидуальных педагогических программ. Работу с такими детьми в основном ведет педагог- дефектолог совместно с воспитателем, которые тесно контактируют с врачом, психологом и инструктором ЛФК, а также другими специалистами. Для работы с такими детьми составляется индивидуальный план, в котором выделяются приоритетные направления на определенный период. Создается коррекционное пространство, где целенаправленно совершенствуются умения и навыки вне зависимости от характера занятий.

Следующая группа детей с ОВЗ это дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

У большинства детей с расстройством аутистического спектра есть проблемы в общении с другими людьми. Такие дети всегда с задержкой речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно в общении с такими детьми использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка последует за ним. Поэтому они часто используют невербальное общение, используя любимые игрушки или подручные средства.

Может казаться, что такой ребенок вообще не слышит, что ему говорят, он не отвечает на свое имя или равнодушен к любым попыткам коммуникации. Ребенок с РАС может применять различные методы коммуникации помимо речи : плач и крики, использование руки взрослого, чтобы взять желанный предмет, протягивание руки, указание на картинку и эхолалию.

Эхолалия- повторение слов, сказанным другим человеком, она является распространенной особенностью детей с расстройством аутистического спектра. Для успешной коммуникации таких детей важно не только понять, какова его личная коммуникация, важно понять, чем он прибегает к коммуникации.

Какие же особенности коммуникации существуют у детей с нарушениями двигательной сферы?

У детей данной группы общение не может быть без помощи взрослого, им постоянно требуется побуждение взрослого, для того чтобы принять участие в общении. Их действия с игрушками или предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать совместно с взрослым или подражать его действиям. Такие дети не обращают внимание на взрослых, игрушка или какое- либо новое занятие интересует их больше, чем вступление в контакт со взрослым. Такие дети используют жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая таким образом свои эмоции. Установление контакта со взрослым происходит только по его инициативе и поддержке. Такие дети практически неподвижны.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ имеют много особенностей коммуникации. У каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья они свои. Много трудностей, с которыми к сожалению без помощи специалистов, педагогов, родителей им не обойтись. Закон об образовании предоставляет такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья для их начального образования и социализации в обществе. По моему мнению работа в данном направлении очень актуальна, ведь по статистике на 29 детей в группе 17 являются детьми с диагнозом ОВЗ.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности коммуникации у детей ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Матвеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности коммуникации у детей ОВЗ
Опубликовано: 29 декабря 2023 в 18:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД