Папки-передвижки

Особенности изучения рассказа в начальной школе

Виктория Вадимовна Мильо
Особенности изучения рассказа в начальной школе

Сообщение на тему :

Особенности изучения рассказа в начальных классов

Рассказ

- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.

Публикация «Особенности изучения рассказа в начальной школе» размещена в разделах

Цели урока:

Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования творческого пересказа.

Задачи урока:

1. Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;

2. Развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения;

3. Воспитание у младших школьников любви к своему родному краю, уважения к труду людей, ответственности за свои поступки.

Методика чтения рассказа

Чтение художественных произведений.

Художественные произведения действуют на воображение читателя,на его чувства и поэтому являются самым мощным средством воспитания. Чтобы учащиеся поняли и эмоционально пережили содержание художественного произведения, первое его восприятие должно быть целостным. Активному восприятию способствует предварительная беседа, создающая у детей определённое настроение, направленность мысли и чувства. Анализ художественного произведения ведётся от целого к частному и заканчивается в заключительной беседе обобщением полученных знаний. Организовывать уроки чтения художественных произведений надо так, чтобы на них было достигнуто, наибольшее воспитательное воздействие на учащихся и в то же время развивались их навыки чтения.

Функционально-смысловые типы речи:

- описание;

- повествование;

- рассуждение.

Этапы работы над художественным произведением.

1. Предварительная беседа.

Цель предварительной беседы - подготовить учащихся к восприятию художественного произведения.

Перед чтением нового для детей художественного произведения проводится предварительная работа. Она должна создать у учащихся интерес к читаемому, подготовить их сознание и чувства к целенаправленному, активному восприятию текста. В некоторых случаях перед чтением полезно показать подходящую картинку, фрагменты из диафильмов и кинофильмов, прослушать запись на магнитофоне.

В подготовительную работу входит и часть словарной работы. Но на этом этапе объясняются только те слова, незнание смысла которых затруднит понимание текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. На предварительную работу на уроке нужно отводить не больше 3- 7 минут.

2. Чтение текста учителем.

Цель данного этапа - обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания всех его сторон.

Художественное произведение первым читает учитель. При этом книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей выразительности чтения.

После первого чтения проводится короткая беседа с целью проверки усвоения содержания (кто главные действующие лица, когда и где происходит действие). Иногда перед чтением текста учащимся ставится вопрос, на который они должны ответить во время беседы.

3. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.

Цель этого этапа - усвоение содержания читаемого и его анализ.

Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются её содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. Путём соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. Выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. На этом этапе рассматриваются иллюстрации.

4. Повторное чтение текста учащимися.

Цель повторного чтения - закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения.

Задания здесь могут быть самые различные: перечитать рассказ и самостоятельно определить границы его частей, прочитать по ролям, упражнения в выразительном чтении, выборочное чтение. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени ушла на чтение, а не на разговоры по поводу читаемого. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.

5. Пересказ прочитанного.

Цель пересказа - выяснить, насколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого, насколько они прочувствовали его.

При передаче содержания своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала. В зависимости от характера произведения, его объёма, целевой направленности и возраста, учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов:

- словесное рисование;

- подробный и краткий пересказ;

- выборочный пересказ;

- пересказ от другого лица;

- рассказ по аналогии.

6. Заключительная беседа.

Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей.

В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже заканчивается.

Необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Формы работы должны меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объёма и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приёмов, над стихотворением и басней - других. Сказка, как разновидность устного народного творчества, должна читаться по-особому.

Указания для отбора рассказов

1. При выборе рассказа надо обратить внимание на его продолжительность. Малышам нелегко сидеть неподвижно долгое время.

2. Рассказ должен быть подобран к теме урока.

3. Рассказ должен не только помочь ребенку осознать какую - то ценность, но и развивать в нем умение выражать свое мнение.

4. Истории и рассказы следует выбирать с учетом возрастных особенностей ребенка.

Приемы работы над рассказом

1. Истории, сказки и притчи лучше пересказывать, а не читать по книге. При этом учителю легче держать контакт с детьми, наблюдать за их реакцией.

2. Сказка будет гораздо интересней, если рассказчик сумеет передать в интонации голоса, жестах и мимике характер и переживания героев.

3. Дети лучше поймут суть истории, если учитель сам будет владеть ею в совершенстве. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают. Ваше отношение к рассказу непременно будет замечено детьми.

4. Рассказ будет еще интересней с помощью наглядных пособий, действующих на воображение слушателей.

5. При выборе рассказа желательно учитывать семейные обстоятельства детей, чтобы какая - то история не обострила их переживания.

Рекомендации:

Перед чтением рассказа необходимо использоватьисторические, мифологические, географические справки, сведения для лучшего понимания рассказа.

1. Начало и конец рассказа произносить выразительно, чтобы привлечь внимание.

2. Удерживать внимание и интерес во время пересказа с помощью вопросов по содержанию текста

3. Ставить вопросы, которые раскрывают человеческую ценность, показанную в рассказе.

«Вы когда - нибудь произносили ложь? Кто - нибудь обманывал вас? Верили вы этому человеку впоследствии?

Рассказ и минутка молчания

Иногда необходимо, чтобы за рассказом последовала минутка тишины.

Например, если мы прочитали рассказ, требующий размышления, ответа на вопрос или герой одинок и ему требуется внимание, то тогда ребенку предлагается мысленно пожелать чего - нибудь, чтобы помочь герою рассказа или представить себя на месте героя рассказа и найти решение проблемы и т. д.

Рассказ и групповое пение

Если песня является частью рассказа, то перед пересказом разучить песню и по ходу пересказа вместе с героями рассказа исполнять песню.

Рассказ и групповая деятельность

1. Групповое обсуждение проводится с целью:

- создать эмоциональную атмосферу для обсуждения этических вопросов;

- поощрять детей находить собственные ответы;

- способствовать некоторому когнитивному диссонансу (конструктивный конфликт в обсуждении);

- обеспечить размышления на более высоком уровне морального развития;

- создать возможность для нерешительных детей, чтобы они могли высказаться;

способствовать терпимости и доброте;

- использовать заботу и суждение при высказывании собственного мнения.

Групповое обсуждение может включать следующие задачи и вопросы:

1. Проверка усвоения содержания: попросить детей пересказать факты, подробности и последовательность событий.

2. Заинтересованность: спросить детей, что они чувствуют и чувствовали в определенный момент рассказа.

3. * Вопросы - определения: объяснить значение утверждения.

4. Вопросы о смене роли: посмотреть на ту или иную ситуацию с точки зрения другого героя.

5. Вопросы между детьми: составить короткие и толстые вопросы, и задать их другому ребенку.

6. Проверка восприятия: сказать своими словами, что сказал….

7. Вопросы об общих последствиях: какова была бы наша жизнь, если бы все так поступали? И т. д.

8. Вопросы выяснения причин: «Почему? В чем была причина?»

Рисование на тему рассказа.

1. Нарисовать героя произведения.

2. Раскрасить копию иллюстрации из рассказа.

3. Нарисовать сценку из рассказа.

4. Нарисовать картинку, которая для них представляет любовь, мир, дружбу и другие ценности.

Рассказ и ролевая игра

1. Определить несколько частей для драматизации и предложить группам подготовить и исполнить эти части.

2. Поделить слушателей на группы, предложить каждой группе прочитать отрывок из рассказа и нарисовать одну из сцен на плакате. Развесить плакаты и пересказать содержание рассказа.

3. Составить сценарий по рассказу и проиграть по ролям.

4. Раздать ситуации и предложить сочинить собственные роли.

5. Подобрать или сочинить ситуации, в которых использовались человеческие качества.

6. Подготовить ролевые игры по проблемным темам.

Методические приемы работы над текстом:

- создайте рассказ с ребусом, используя картинки и символы;

- запишите рассказ на кассету и дополните ее звуковыми эффектами;

- сделайте марионетки, используйте их во время рассказа;

- написать сценарий фильма по рассказу;

- создать газету и детям предлагать писать статьи;

- сделать телевизор, используя картонный ящик, изображать разлитчные сцены из рассказов;

- нарисовать карту, и вместе с детьми следовать за героями рассказа во время их путешествия;

- рассказать только часть рассказа, а детям предложить написать конец рассказа;

- напечатать рассказ, разделить его на части, некоторые части предложить учащимся для пересказа и включать детей в пересказ;

- расположить картинки по порядку и предложить детям составить рассказ;

- использовать диапроектор для показа картинок во время рассказа.

Задания:

- Какие используются методы работы?

- Придумайте и проведите предварительную беседу перед чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Публикации по теме:

Фототчёт о работе ГПД в начальной школеФототчёт о работе ГПД в начальной школе Требования к календарно- тематическому плану работы воспитателя ГПД. •Анализ работы ГПД за прошедший год. •Краткая характеристика группы.

Игры на переменах в начальной школе Перемена ждёт - нас играть зовёт!После урока детям обязательно надо отдохнуть и подвигаться. Как интересно провести это время? Конечно,.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Новогодняя ёлка в начальной школеНовогодняя ёлка в начальной школе Новый Год - самый любимый праздник большинства детей и взрослых, который с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

Проектные задачи в начальной школеПроектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности изучения рассказа в начальной школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Вадимовна Мильо на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности изучения рассказа в начальной школе
Опубликовано: 20 октября 2023 в 21:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД