МААМ-картинки

Особенности формирования словаря прилагательных у дошкольников с ОВЗ посредством применения ИКТ

Башманова Любовь Петровна
Особенности формирования словаря прилагательных у дошкольников с ОВЗ посредством применения ИКТ

На протяжении многих лет, проводя мониторинг состояния речи детей с ОВЗ и детей групп общеразвивающей направленности, мы сталкиваемся с одной и той же проблемой – состояние словаря признаков находится на тревожном, а чаще на катастрофическом уровне.

Несформированность словаря признаков порождает ряд проблем другого, более высокого порядка - невозможность продуктивной коммуникации, невозможность лексически, фонетически и грамматически правильно оформленного высказывания, невозможность связно и правильно выражать свои мысли в свободном речевом высказывании.

Публикация «Особенности формирования словаря прилагательных у дошкольников с ОВЗ посредством применения ИКТ» размещена в разделах

Актуализация словаря прилагательных у детей с ОВЗ является составной частью решения глобальной проблемы - сформировать у детей компетенции : коммуникативные, познавательные, личностные, что является приоритетным направлением в развитии ребенка дошкольника с ОВЗ в соответствии с ФГОС.

В настоящее время в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР приходят дошкольники с отклонениями в речевом развитии: полным ее отсутствием, или же набором звукокомплексов и звукоподражаний. У дошкольников с ЗПР наблюдается нарушения всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас резко отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи грубо нарушен, связная речь зачастую не сформирована. Ребенок с ОВЗ не владеет навыками связно, фонетически и грамматически правильно выражать свои мысли в свободном речевом высказывании.

В последние годы в нашей стране особое внимание уделяется совершенствованию содержания и обучения детей с проблемами в развитии в новых социально-экономических условиях.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ. Это проявляется в стремлении педагогов к поиску и созданию новых вариативных программ, в использовании информационных технологий направленных на развитие возможностей проблемного ребенка. Дети с нарушениями в развитии — это дети с особыми образовательными потребностями. Введение информационных технологий в области специального образования направленно на максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Однако, использование ИКТ и электронных образовательных ресурсов в современном дошкольном образовании, носят большей частью эпизодический характер. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, не самоценен. И только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Мониторинг последних лет показал, существующая система развития словаря прилагательных не удовлетворяет требованиям современной жизни. Используемые в коррекционной работе традиционные методы не дают желаемого эффекта. В этих условиях возникла идея создания системы дидактических игр и игровых упражнений с привлечением средств информационных компьютерных технологий, позволяющих в игровой форме расширить, уточнить и систематизировать словарь прилагательных дошкольников. Особенностью данной идеи является то, что компьютерные игры не выделяются в отдельный вид деятельности, а являются частью коррекционно-развивающего занятия и способствуют формированию мотивации к организованной деятельности, систематизации и классификации полученных знаний, расширению словаря признаков, развитию психических процессов

Актуальность данной проблемы очевидна. У дошкольников с задержкой психического развития редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки - цвет, форму, величину, материал, действия, состояния. В словаре детей находит отражение ограниченность их представлений об окружающем мире. Выраженные особенности интеллектуальной деятельности, ограниченность и поверхностность представлений об окружающей действительности обусловливают нарушение формирования прилагательных. Отсюда можно сделать вывод, что процесс количественного накопления слов - прилагательных детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь чаще в игровой, познавательной, трудовой и бытовой деятельности.

Чтобы словарь признаков у дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, важно знакомить ребенка с новыми предметами их качествами и свойствами в дидактических играх и игровых ситуациях, а чтобы у ребенка не утратилась мотивация и интерес к занятиям с логопедом оправдано разумное использование ИКТ. Однако, учитывая различный анамнез, разновозрастной состав группы, индивидуальные особенности речевого и общего развития оказалось, что игры рекомендуемые программами невозможно одинаково использовать для всех детей. Использование компьютерных игр, презентаций позволяет оптимизировать работу, осуществлять индивидуальный подход в виде вариативности заданий, активизировать непроизвольное внимание детей, повысить мотивацию к коррекционному обучению, расширить возможность работы с наглядным материалом. Игровой характер обучения соответствует психическим особенностям дошкольников. Играя, дети легко и охотно усваивают то, на что в других условиях затратили бы много времени и усилий. Игра обеспечивает естественную необходимость многократного повторения языкового материала, что способствует пополнению, уточнению и развитию словаря признаков. Сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы и многообразные формы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, мультфильмов по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиа средств. Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Проводя с детьми занятия, оправдано использование презентаций по лексическим темам, которые включают в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Это очень удобно, поскольку материал, к занятию содержится в одной презентации

Ведущая педагогическая идея опыта.

- оказание индивидуально ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через создание системы практического игрового материала, дидактических и словесных игр, и использование информационно-компьютерных технологий (игры-презентации, игротеки, виртуальные экскурсии) направленных на формирование, развитие, пополнение и обогащение словаря дошкольников прилагательными.

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя - логопеда по развитию словаря прилагательных у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в течение дня в детском саду и дома, картотекой презентаций и компьютерных игр. Данную систему педагог реализует в трех направлениях:

1) педагог - дети;

2) педагог - родители;

3) дети - родители.

Теоретическая база опыта строится на определенном научном фундаменте. В своей исследовательской деятельности учитель-логопед опиралась на труды таких авторов как Е. С. Слепович "Исправление речи у детей", Н. Ю. Борякова "О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития", Гаркуша Ю. В., Манина Г. В., Черлина Н. А. «Новые информационные технологии в логопедической работе». На необходимость актуализации словаря признаков у детей особое внимание обращали такие авторы как Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Р. Е. Левина, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Т. П. Горюнова, В. С. Минашина, Н. И. Сереброва, Н. Е. Ильякова. Они освящают некоторые особенности развития прилагательных у дошкольников с ЗПР и приемы коррекции нарушений с использованием новых информационных технологий. Были изучены теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития

Степень новизны опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития и обогащения словаря прилагательными, в использовании разработанной педагогом системы игр и упражнений, проводимых в рамках коррекционно - образовательной программы и внедрении информационных компьютерных игр, игровых ситуаций с целью развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья мотивации к увеличению объема активного и пассивного словарного запаса прилагательных.

В активном словаре детей с ЗПР преобладают слова с конкретным значением, слова обобщающего характера вызывают затруднения. Дети с ЗПР затрудняются в перечислении и определении последовательности времён года, части суток, дней недели. В сознании ребёнка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием, отсюда выявляются трудности актуализации словаря. В словаре преобладают в основном существительные.

Работа осуществлялась в определенной системе, которая представляет собой использование различных методов и приемов

* демонстрация нового предмета (изображения) и его называние с использованием компьютерных презентаций или эпизодического включения презентации в занятия;

* рассматривание предмета, его частей, выделение опознавательных признаков с целью активизации словаря признаков;

* предметно - практическую деятельность детей (активную деятельность с предметом и его частями) с целью закрепления знания опознавательных признаков предмета;

* сравнение (сопоставление) двух предметов с целью установления сходства и различия (называние общих и отличительных признаков двух и более предметов)

* обобщение (подбор обобщающего слова - термина для группы предметов на основании существенных признаков, характерных для каждого отдельного представителя группы).

На первом этапе работы, было проанализировано состояние словаря прилагательных у детей по методике И. Д. Коненковой "Обследование речи дошкольников с ЗПР». Опираясь на полученные результаты, был составлен комплексно-тематический план по развитию словаря прилагательных у детей с ограниченными возможностями здоровья через дидактическую игру и систему компьютерных игр, сюда были включены и авторские разработки игр, презентаций, занятий. Весь собранный материал использовался в различных видах деятельности: на занятиях, в индивидуальной работе и применялся в зависимости от конкретных условий и уровня общего и речевого развития ребенка. Занятия с использованием компьютера проводились фрагментарно, при этом обязательно соблюдались условия для сбережения здоровья ребенка, т. е. нормы СанПиН.

Учитывая неоднородность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и результаты мониторинга, занятия в начале учебного года преимущественно проводились в индивидуальной форме и парами, когда объединялись дети со сходными диагнозами и одинаковым уровнем развития.

На втором этапе проанализировав имеющиеся литературные источники по теме, были выявлено что формирование словаря прилагательных включает несколько этапов:

- знание детьми слов прилагательных в понимании и умении соотносить слово и предмет,

- называние цвета, величины, формы предметов;

- употребление качественных и относительных прилагательных в активной речи;

- названия прилагательных, обозначающих материал из которого изготовлен предмет и прилагательных оценки.

Закреплять знание детьми признаков осуществлялось в понимании, в пассивной и только затем в активной речи. На первых ступенях шла работа над пониманием нового слова, которое закреплялось в словаре ребенка. Конкретные игры и дидактические ситуации, сначала очень простые, соответствующие возможностям детей, постепенно усложнялись, усложнялся и речевой материал, который использовался на индивидуальных занятиях, дозировано вводились компьютерные игры. С учетом сложной структуры значения слова, работа по расширению словаря проводилась через уточнение признаков конкретного предмета и употребление нового слова ребенком в зависимости от речевой ситуации. Умение выделять признаки предметов и обозначать их соответствующим словом влечёт за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций (особенно классификации и обобщения, способствует появлению и развитию понятийного мышления.

Мультимедийные презентации, игры и упражнения по коррекции мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения вошли неотъемлемой частью в структуру системы коррекционной работы. Учитывая основной вид деятельности дошкольников, презентации включают в себя несколько слайдов познавательного характера, коротких игр и упражнений. Каждая презентация посвящается одной теме.

Использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяло создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу, поддерживало его длительное время. Высокая мотивация приводила к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта. Так использование игр – презентаций на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомых детям и переработанных педагогом, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. На занятиях с использованием компьютерных презентаций дошкольникам предъявляется речевой материал, адаптированный к целям и задачам конкретного занятия. Презентации позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие осуществлению индивидуального подхода к решению конкретной проблемы ребёнка, строить совместную деятельность, ориентируясь на темп работы каждого.

Применение разнообразного дидактического материала и компьютерных игр дает возможность многократно работать над одной и той же задачей в разных видах деятельности. То, что ребенок воспринимал познавательную задачу как игровую, позволяло стимулировать его умственную активность. Коррекция словаря прилагательных, должна совершаться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности, что в свою очередь подразумевает тесное сотрудничество всех специалистов.

Для развития и обогащения словаря прилагательных крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком и от того насколько полноценным является его общение, зависят объем и качество словаря дошкольника. Поэтому особое место отводится работе с родителями.

Известно, что ни одну коррекционную, воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Активный образ семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря прилагательных : посещение зоопарка, цирка, леса, поездки в другие города с иным климатом, флорой и фауной вызывают яркие впечатления. Такие ситуации нельзя не использовать для того, чтобы показать, назвать, пояснить, вызвать работу мысли, одновременно закрепив в речи ребенка новые слова. Словарь прилагательных ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий, и всецело зависит от социально - культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Неправильно было бы думать, что ребенка не касается тот речевой фон, который имеется в его окружении во время занятий игрой или рисованием (разговоры взрослых, их ссоры). Кроме того, темп развития прилагательных у дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды. Учитель – логопед настоятельно советовала родителям использовать любую ситуацию для того, чтобы показывать, называть, пояснять, вызывать работу мысли, одновременно закреплять в речи ребенка новые слова. Учителем-логопедом была разработана система упражнений и заданий в электронном виде для закрепления материала дома по лексическим темам, это позволило закреплять материал систематически, даже если ребенок на данный момент отсутствует в детском саду по какой-либо причине.

Педагог использует сама и рекомендует родителям материалы логопедического сообщества «Болтушка — логопед», «Домашний логопед», в социальной сети «В контакте», где представлены фрагменты занятий по дыхательной и артикуляционной гимнастике, автоматизации звуков

На заключительном этапе работы был проведен мониторинг, который позволил установить эффективность использования системы дидактических игр и игровых упражнений с применением ИКТ в развитии и обогащении словаря признаков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный мониториг выявил положительную динамику в формировании и развитии прилагательных у дошкольников. У детей расширился объем правильно произносимых слов – признаков - цвет предметов, форма, размер, материал, из которого изготовлен предмет по изучаемым лексическим темам. Они научились группировать предметы по признакам соотнесенности, 2% дошкольников овладели прилагательными оценки, что предполагает достаточно высокий уровень развития мыслительных процессов. Педагог выразила надежду, что представленный опыт работы, его применение, поможет не только логопедам других дошкольных учреждений, но и педагогам массовых групп детских садов как профилактика формирования, развития и обогащения словаря прилагательных.

Используемая литература.

1. Белова – Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников. / Р. А. Белова – Давид// М., "Просвещение", 1969.- 215с.

2. Булгакова, Н. Н. Знакомство с компьютером в детском саду [Текст] / Н. Н. Булгакова // Информатика. – 2001.- №18. – С. 16-17.

3. Вренёва, Е. П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ [Текст] / Е. П. Вренева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. - № 4 (28). – С. 50-53.

4. Громова,О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. /О. Е. Громова// М. : ТЦ Сфера, 2007. - 173с.

5. Кравченко, И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. /И. А. Кравченко// М. : 1999. - 115с.

.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-классДидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-класс В развитии словаря у детей дошкольного возраста определяют две стороны: развитие количественного роста слов - это то, количество слов,.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования словаря прилагательных у дошкольников с ОВЗ посредством применения ИКТ
Опубликовано: 18 октября 2020 в 20:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования словаря прилагательных у дошкольников с ОВЗ посредством применения ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Башманова Любовь Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД