Лучший педагог года

Особенности детей с общим нарушением речи

Елена Васильевна Алексеева
Особенности детей с общим нарушением речи

Своевременное полноценное формирование речи ребёнка – основное условие его дальнейшего обучения и социализации. Поэтому родителям, педагогам, всем, кто вовлечён в процесс воспитания маленького человека, важно знать особенности его развития на каждом этапе. Это позволит вовремя заметить отклонения и обратиться к специалисту, а кроме того – избежать многих проблем и сохранить психологическое здоровье ребёнка. Речь – не врождённая способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко предоставлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты направляют трёхлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребёнку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Публикация «Особенности детей с общим нарушением речи» размещена в разделах

Выделяются три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребё нка:

1. Коммуникативная функция ребёнка является одной из наиболее ранних. Она способствует развитию навыков общения ребёнка со сверстниками, представляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. Таким образом, первая речь, развивающаяся у ребёнка, является социальной. В дальнейшем на её основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей осуществляется процесс познания и создается возможность регулировать своё поведение.

2. Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребёнка с окружающими. Ребёнок с помощью речи не только получает информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. При недоразвитии речи восприятие ребёнка обедняется, слабо развивается представление о себе и окружающем мире.

3. Регулирующая функция речи складывается у нормального ребёнка уже на ранних этапах его развития. Лишь к 4 – 5 годам, когда у него уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребёнка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с созреванием лобных отделов мозга.

Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления. Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития ребёнка, так как у ребёнка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех сторон, могут отмечается отклонения в психическом развитии. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально. Речь не является отдельной обособленной функцией развития ребёнка, её правильность и выразительность зависят от многих факторов. Работа с детьми, посещающими логопедическую группу, проводится комплексно с воспитателем, педагогом психологом и учителем-логопедом. Помощь педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это благотворно скажется и на речи ребёнка. Если ребёнок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой области, как развитие фонематического слуха. Эмоционально разряжаясь, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе. У ребёнка формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой он есть. Таким образом, ребёнок с общим недоразвитием речи нуждается в целостной системе логопедических, психологических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по аппликации детей разновозрастной группы с ЗПР с общим нарушением речи от 4 до 7 лет «Мама — солнышко моё»Конспект занятия по аппликации детей разновозрастной группы с ЗПР с общим нарушением речи от 4 до 7 лет «Мама — солнышко моё» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие. Цель:.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности детей с общим нарушением речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Алексеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности детей с общим нарушением речи
Опубликовано: 8 сентября 2023 в 17:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД