Лучший педагог года

Основы нравственного воспитания детей раннего возраста

Гузель Мирхайдарова
Основы нравственного воспитания детей раннего возраста

Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки.

Нравственное поведение – поведение глубоко сознательное основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идёт речь, ребёнок, ещё не способный к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.

Публикация «Основы нравственного воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах

У маленького ребёнка нужно воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их просьбы. На развитии у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому необходимо тесное сотрудничество между воспитателями и родителями. Чтобы были единые требования для ребёнка как в детском саду, так и в семье. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить «Никому не давай свою игрушку,её сломают». В детском саду же воспитатель учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество.

Ребёнку нет ещё и года, а его приучают погладить куклу по голове, покормить игрушечную собачку (сами же взрослые могут на глазах у малыша покормить и живую кошку или птичку)

На втором году малыша учат, делиться с окружающими игрушками, сочувствовать тому кто упал, ушибся, плачет. Ребёнок чуть постарше приобретает привычку помогать младшим. В детском саду ребёнок получает богатый опыт взаимоотношений со сверстниками.

В этом возрасте ребёнок должен освоить правила - уступить, поделиться. Пример других, поощрение воспитателем его первых уступок, поддержанное родителями, учат детей уступать другим. Нужно малыша упражнять в доброте, создавать ситуации, в котором могла бы формироваться привычка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, услугу, проявлять заботу.

Сначала малыш поступает так, как подсказывают ему взрослые: помогает воспитателю, бабушке и другим взрослым, делится гостинцами со сверстниками и т. п. Постепенно у него формируются соответствующие привычки, и он уже испытывает потребность поступать именно так. Полезно давать детям посильные поручения; подать бабушке очки или принести отцу одежную щётку, полить под руководством старших комнатные растения, помочь матери нести небольшую покупку. Особенно ценно научить малыша браться за дело по собственной инициативе: увидел что газета упала, отнеси на место, разбросал игрушки- собери. Сейчас ребёнку все это интересно. Он охотно, с большим желанием выполняет любые поручения взрослых и бывает очень рад, когда его хвалят, подчеркивают, что он «уже большой»

Привитие малышу навыков и привычек, связанных с самообслуживанием (одеваться, умываться, есть и др., с оказанием помощи членам семьи, - начало трудового воспитания, формирования трудолюбия как черты характера.

Для того чтобы эта ценная черта характера была сформирована в будущем, уже в раннем детстве ребенка приучают уважать труд взрослых (няни – в детском саду; родителей, бабушки – дома) : не сорить, вытирать ноги или переобуваться, входя в помещение и т. д.

В одних случаях взрослые опираются на возрастающую потребность детей в проявлении самостоятельности (формируя привычку, скажем, складывать игрушки, самостоятельно умываться, оказывать посильную помощь взрослым и младшим детям, в других – побуждают ребёнка к сочуствию. В третьих – радуются вместе по поводу правильного поступка.

Как и при воспитании гигиенических навыков, в формировании нравственности с успехом могут использоваться игра, детские праздники, где ребёнок может выступать в роли гостеприимного хозяина. Угощая и одаривая участников. Играя, например, в доктора, малыш приобретает такое качество, как готовность оказать помощь «пострадавшим»- плюшевым зайцам, мишкам или или своим сверстникам. Взрослые поддерживают подобные игры. Включаясь в детскую игру, руководят ею и направляют действия ребенка

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей :

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно, то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Публикации по теме:

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Консультация для.

«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей» Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника. Что же такоё этнос? В словаре.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Консультация для родителей «Постоянство и единство воспитания детей раннего возраста» Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих.

Основы гендерного воспитания у детей дошкольного возрастаОсновы гендерного воспитания у детей дошкольного возраста Понятие о гендерном воспитании. Гендерное воспитание –формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, это необходимо.

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет «Дружная семья народов» Задачи: 1. Продолжать вызывать у детей интерес и формировать представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных.

Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации» Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы нравственного воспитания детей раннего возраста
Опубликовано: 22 мая 2016 в 11:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД