Получи документы

Основные направления работы по запуску речи у детей с задержкой речевого развития

Кира Брагинская
Основные направления работы по запуску речи у детей с задержкой речевого развития

В последние годы проблема коррекционной помощи неговорящим детям приобретает всё большую актуальность. Количество детей, испытывающих трудности в овладении речью, постоянно увеличивается. Для таких детей очень важна своевременно оказанная помощь, грамотно разработанный коррекционный маршрут.

Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) – это неоднородная группа. Различные этиология и патогенез нарушений обуславливает клиническую картину расстройств, которые могут отличаться не только по степени выраженности признаков отставания в развитии, но и иметь несколько разные качественные характеристики. Поэтому очень важна своевременная и тщательно проведенная диагностика ребенка, на основании которой осуществляется разработка программы помощи и привлечение необходимых специалистов в работе.

Публикация «Основные направления работы по запуску речи у детей с задержкой речевого развития» размещена в разделах

Специалист, работающий с такими детьми, должен определить, что первично, а что вторично у ребенка, сделать грамотное заключение, учитывающее анамнез, результаты, полученные в процессе диагностики.

Очень часто задержка речевого развития сочетается с задержкой психического развития (ЗПРР). Причем прямой корреляции между уровнем развития речи и состоянием когнитивных функций нет.

Задержки развития могут иметь органическую основу (остаточные явления раннего органического поражения ЦНС, а могут быть темповыми без каких-либо указаний на патологию перинатального развития).

ЗРР (ЗПРР) может сочетаться с особенностями эмоционально-волевой сферы ребенка, нарушениями поведения. Нарушения темпа формирования речи может быть и у детей с генетическими синдромами.

Встречаются и дети с педагогической запущенностью (социальной депривацией, и соматически ослабленные дети.

Я выделю и опишу основные разделы работы по запуску речи у неговорящих детей, по этим направлениям можно работать практически с любыми категориями безречевых детей, внося свои коррективы и составляя индивидуальное планирование для каждого ребенка.

1. Создание психологической базы речи.

Для появления речи очень важна мотивация, то есть потребность ребенка в коммуникации.

Если ребенок по каким-то причинам не хочет вступать в общение со сверстниками и взрослыми, необходимо ему помочь. По необходимости обязательно привлекаем педагога-психолога!

Большие трудности для работы представляют дети, не устанавливающие или с трудом удерживающие зрительный контакт, дети с полевым поведением, несформированностью (недостаточным развитием) произвольной деятельности.

Внимание таких детей крайне сложно привлечь! Главным в работе на этом этапе является побуждение ребенка к совместной игре. Очень важно, чтобы у малыша появилась потребность в общении. Необходимо, чтобы малыш захотел взаимодействовать с педагогом, проявил интерес к игрушке или заданию. Часто очень сложно перейти от хаотичного перемещения по кабинету и бесцельных манипуляций с предметами к целенаправленным действиям, и на это уходит не одно занятие. Обобщая свой опыт коррекционной работы с безречевыми детьми, назову несколько способов привлечения внимания ребенка и формирования потребности в общении.

- для занятий с малышами необходимо выбирать яркие игрушки, привлекающие внимание. Хорошо, если это будут звучащие игрушки (музыкальные инструменты). Для этой цели прекрасно подойдут сенсорные коробки, различные сортеры, бизиборды, вкладыши. Маленькие дети очень любят познавать мир: опускать в прорезь фигурки, открывать замочки, играть с пуговицами, нажимать на кнопочки. Некоторым детям понравятся игры с мячиком, кому-то – нарядная кукла или большой грузовик. Мы, специалисты, должны на подготовительном этапе пробовать несколько способов привлечения внимания ребенка, максимально сделать для установления контакта. Необходимо всесторонне изучить ребенка, понять его, чтобы в дальнейшей работе учитывать его индивидуальные особенности;

- специалистам следует выполнять определенные требования к организации занятий: продолжительность работы с 2-х летним ребенком- 10 мин., с ребенком 3-х лет – 15 минут. Внимание в этом возрасте еще неустойчивое, детям тяжело заниматься одним видом деятельности длительное время. Обязательным условием является чередование заданий и проведение динамических пауз (физминуток);

- коррекционно-развивающая среда кабинета должна быть разнообразной. В арсенале специалиста обязательно присутствуют и сенсорные игры, и игровой материал на развитие мелкой моторики, навыков сортировки, классификацию по цвету, форме и размеру, и игры на формирование конструктивного праксиса, и пособия на вызывание речи.

2. Развитие мелкой моторики – важное направление коррекционной работы с неговорящими детьми. Развивая кистевой праксис, тонкие движения пальцев рук, мы активизируем созревание отделов головного мозга, отвечающих за речь. В своей работе с малышами я использую следующие игровые задания:

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- пальчиковые краски, мягкий пластилин;

- различные массажные мячики и валики, шишки, су-джок терапию;

- игры-занятия с прищепками;

- сортеры, пазлы, вкладыши, разрезные картинки, пазлы, мозаику, бизиборды;

- различные шнуровки;

- сенсорные коробки с крупой, макаронами;

- волчки разного уровня сложности, юла;

- занимательные балансиры;

- пальчиковые куклы (бибабо);

- сортировка мелких предметов с помощью пинцета;

3. Развитие речевого дыхания – необходимое условие формирования речи ребенка.

Для произношения звуков и развития мелодико-интонационной стороны речевой деятельности правильное речевое дыхание имеет большое значение. Без сильной, направленной воздушной струи звуки утрачивают свою четкость, речь будет мало разборчивой. Необходимо научить малышей делать вдох носом и плавный выдох ртом. Рекомендую использовать следующие игровые задания:

- выдувание мыльных пузырей;

- задувать красивые и интересные свечки;

- дуть на разные шарики, легкие маленькие мячики, загоняя их между двумя кубиками, забивая гол в ворота и т. д. ;

- дуть на снежинки, различные занимательные вертушки;

- играть в «живые предметы», заставляя их двигаться силой воздуха.

4. Работа над пониманием речи.

С детьми, имеющими задержку речевого развития, параллельно с запуском речи следует проводить работу над пассивным словарем. Необходимо в ходе диагностики уточнить, на каком уровне находится развитие предметного, глагольного и атрибутивного словаря. Работа должна быть направлена на расширение и обогащение лексического запаса, на развитие понимания грамматических конструкций, мы учим детей понимать значения новых слов, правила согласования частей речи. В работе используем разнообразные игровые ситуации, действия с предметами, сюжетные картинки, кукольный театр, пальчиковые миниатюры. Малыши очень любят игры с песком и водой. Также можно играть со строительным материалом, кубиками, крупным конструктором, детской посудой и т. д.

5. Активизация собственной речи.

Если у ребенка речевое развитие характеризуется отсутствием слов, наличием только вокализаций и звукокомплексов, мы начинаем работу с вызывания звукоподражаний, постепенно включаем в занятия работу над словами и далее – над фразой.

Очень важно, чтобы у малыша хорошо было развито речевое подражание. Мы стимулируем его желание повторять за нами! Привлекаем внимание к собственной артикуляции, создаем такие условия, чтобы ребенок захотел повторять за нами звуки, слоги, слова…Очень важно для специалиста проводить занятия эмоционально. Речь ребенка очень часто появляется как ответная реакция на наши эмоции! Мы создаем разнообразные интересные коммуникативные и игровые ситуации, используем широкий спектр приемов для привлечения внимания: яркая помада, забавные ободки на голове, яркие очки и т. п.

На занятиях нам нужны красивые яркие игрушки, фигурки животных, сенсорные коробки, муляжи овощей и фруктов, игрушечная мебель и посуда, кубики. Полезны будут качественные карточки со звукоподражаний. Мне очень нравится работать и с интерактивными карточками на запуск речи, где ребенку нужно выполнить задание своей ручкой: просунуть пальчик или какой-то предмет прорезь, подержать карточку над водой или песком и т. д.

6. Развитие неречевых процессов, тесно связанных с речевой функцией.

Данный аспект работы часто недооценивается специалистами! Речь взаимосвязана с другими сторонами психического развития. Поэтому в работу по запуску речи необходимо включать и развитие высших психических функций: мышления, восприятия, внимания, памяти. На занятиях мы предлагаем детям разнообразный материал и задания: выстраивание визуально-ритмического ряда (таким образом формируется моторное планирование, сортировка предметов по размеру, цвету и форме; различные игры на конструирование («Сложи картинку!»); на развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Кабинет должен быть оснащен большим количеством разнообразных настольных игр, лото, домино, тактильными карточками, пирамидками, матрешками, стучалками, лабиринтами, играми на зрительно-моторную координацию, координацию речи и движений.

Составляя перспективный план работы с ребенком, необходимо реализовывать следующие принципы:

- персонализированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей и структуры нарушения;

- опираться на актуальный уровень ребенка, принимая во внимание зону ближайшего развития;

- реализовывать комплексный подход к коррекции имеющихся отклонений, привлечение других специалистов (врачей, психологов).

Очень важно, чтобы работа с неговорящими детьми была начата своевременно. Результативность наших занятий во многом зависит и от нашего профессионализма, и от правильно сформулированного заключения, и от регулярности занятий, и от правильно составленного коррекционного маршрута.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:

Публикация Основные направления работы по запуску речи у детей с задержкой речевого развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кира Брагинская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Основные направления работы по запуску речи у детей с задержкой речевого развития
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 20:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД