Лучший педагог года

Организация экспериментирования с детьми ОВЗ в рамках реализации программы STEM

Виолетта Дмитруха
Организация экспериментирования с детьми ОВЗ в рамках реализации программы STEM

Подготовил воспитатель: Дмитруха Виолетта Александровна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Публикация «Организация экспериментирования с детьми ОВЗ в рамках реализации программы STEM» размещена в разделах

Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без исследовательской деятельности в природе. В науке эксперимент используют для получения новых знаний, не известных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, не известных каждому конкретному человеку.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.

Ученые отмечают положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.

Поэтому целью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме – опытно-экспериментальной деятельности.

Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы.

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

Предложенная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

STEM-подход основан на связи информации с навыком, который закрепляет её через эксперимент. В нашем саду создана студия "Эрудит", в которой находятся все необходимые предметы для экспериментирования.

Сегодня детей с ОВЗ стараются не выделять в особые группы, чтобы убрать барьеры в общении и взаимодействии детей. В рамках дополнительной образовательной деятельности создана инклюзивная образовательная среда для детей с особенностями в развитии. Таким образом, образовательное учреждение борется с социальным исключением и предлагает всем детям равные шансы на учебу и развитие.

Реализация образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» предоставляет возможность:

1. Сформировать представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

2. Осознать единство всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

3. Сформировать экологическое сознание.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль, ограничен словарный запас. Наблюдается недостаточная сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, выдвигать гипотезы, проверять результат.

Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.

Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, важно переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый результат своего труда. Ведь желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

В своей работе с детьми с особенностями в развитии я считаю наиболее актуальным применение так называемого – безошибочного обучения. Безошибочное обучение — это процесс постоянного применения едва уловимых подсказок к инструкциям и действиям ребенка, которые приводят к тому чтобы ребенок достиг успеха. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. После закрепления чувства успеха необходим переход к систематическому уменьшению количества используемых подсказок, для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время.

В коррекционной работе применяется принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус).

Для детей с ОВЗ существуют показатели сформированности исследовательской деятельности:

1. Умение видеть проблему;

2. Умение формулировать и задавать вопросы;

3. Умение выдвигать гипотезы;

4. Умение делать выводы и умозаключения;

5. Умение доказывать и защищать свои идеи;

6. Умение самостоятельно действовать на этапах исследования

В группах, состоящих из детей с разными интересами, навыками и талантами учебный процесс можно построить так, чтобы он приносил пользу каждому ребенку. Со временем дети понимают, что совместно они могут добиться большего, чем каждый сам по себе, и что каждый из них может внести свой вклад в общее дело. Кроме того, дети с малых лет учатся распознавать и принимать свою собственную индивидуальность и индивидуальность окружающих.

Совместные игры могут усилить мотивацию ребенка к достижению цели, к еще большим успехам.

Внедрение STEM-технологий в основном включает в себя командную работу. Ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели. Они учатся строить диалог с преподавателем и своими друзьями. Работая в команде, человек учится понимать потребности других, учится договариваться, спорить, доверять друг другу. Это и есть социализация. Взаимодействуя в кругу сверстников, дети учатся друг у друга. Они задают вопросы и тут же пытаются найти на них ответы. Постоянное обсуждение и мозговые штурмы помогают рассмотреть задачу со всевозможных сторон. И где у одного срабатывает логическое мышление, другой выдаёт творческую идею. А третий придумывает, как «подружить» первое со вторым, чтобы получить наиболее эффективное решение.

STEM-подход является своеобразным мостом между детьми абсолютно разного уровня развития навыков.

В результате такой инклюзивной работы:

1. Дети с ОВЗ получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

2. Происходит обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

3. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

4. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Например, вот как проходит занятие в STEM-лаборатории «Эрудит» в нашем детском учреждении. Сначала дети смотрят короткий документальный фильм, играют в игры или делают специальные задания с преподавателем. У них появляется представление о различных живых существах или явлениях окружающего мира, вместе они проводят опыт, графически фиксируют записи в свои дневники или делают поделку на эту тему, таким образом дети получают знания опытно-экспериментальным путем. Затем они изучают тему по отдельности дома с родителями, предоставленный педагогом тематический материал. Дети смотрят видео, слушают аудио-записи, просматривают сайты в интернете - это время для самоизучения. Затем каждый ребенок может создать свой собственных проект на ту тему, которая ему наиболее откликнулась и увлекла его. Этот этап называется «созданием смысла».

Основная идея STEAM подхода такова: практика так же важна, как и теоретические знания. То есть, обучаясь, мы должны работать не только умом, но и руками.

«Ваши руки знают намного больше, чем вы думаете, что они знают!

Ваши руки знают то, что ваш ум не знает, что он знает!»

Работа STEM-педагога с детьми ОВЗ предполагает организацию процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов и адаптации ребенка путем интеграции в общую образовательную среду детского сада.

Благодаря такому подходу STEM-педагог помогает детям разобраться в успехах, неудачах, сформулировать мотивацию.

Таким образом, будущее за технологиями, а будущее технологий - за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями расширить кругозор детей до бесконечности.

Интеграция STEM — это один из основных трендов в мировом образовании. Воспитывая интерес в области естественных и общественных наук у маленьких детей, мы значительно повышаем шансы на успех STEM в средней школе и высших учебных заведениях. Реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности с применением инклюзивного подхода позволяет создать лучшую основу для освоения важных навыков для детей с ОВЗ.

А наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!

Публикации по теме:

Экологическая акция «Бездомные животные» в ДОУЭкологическая акция «Бездомные животные» в ДОУ *** Полюбите собаку безродную, Одинокую, беспородную. Не беда, если шерсть вся в репьях - Посмотрите на чувства в глазах… Приласкайте.

Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 летОтчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.

Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Растительный мир вокруг нас» (для родителей)Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Растительный мир вокруг нас» (для родителей) Цель: формировать у детей представления об окружающей нас растительности; закрепить знания по ФЭМП, полученные в процессе образовательной.

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.

Перспективный план мероприятий по реализации программы развития «Детский сад маленького патриота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

Проектно-тематическое обучение в условиях реализации программы «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация экспериментирования с детьми ОВЗ в рамках реализации программы STEM
Опубликовано: 16 июля 2020 в 15:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД