Получи документы

Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы

Татьяна Мосеева
Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы

Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы

В Федеральном законе «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 2010 прописана необходимость совершенствовать формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников, также отмечается важность реформирования в системе образования на принципах гуманизации педагогического процесса. Исходя из данного документа, перед воспитателями поставлена такая задача, как привлечение родителей к активному участию в воспитании и образовании своих детей, оптимизируя формы, методы и средства взаимодействия с родителями.

Публикация «Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам и там большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи[5]. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития[5].

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства «семья – дошкольная образовательная организация», как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности [4, с. 187].

В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.

В узком смысле - это сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой - то более конкретной задаче: нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения. В широком педагогическом процессе может функционировать сразу несколько педагогических «мини - процессов»

Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольной образовательной организации :

- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;

- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

-учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка» [3, с. 259].

Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (в данном случае семьи и дошкольной образовательной организации) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и сложный процесс, связанный с прохождением обязательных этапов, на которых происходит изменение установок у родителей и педагогов [2, с. 5].

В дошкольной образовательной организации (далее ДОО) уделяется особое внимание взаимодействию с семьей, так как педагоги заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Диалог между педагогами и родителями строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Развитие такого взаимодействия предлагает прохождение следующих принципов:

- первый принцип : доверительные отношения.

- второй принцип: создание атмосферы уважения каждого ребенка.

- третий принцип: открытость дошкольного учреждения.

- четвертый принцип: предоставление возможности сотрудничества.

- пятый принцип: общение.

- шестой принцип: единство целей развития ребенка в семье и дошкольной образовательной организации.

- седьмой принцип: выстраивание партнерских отношений.

- восьмой принцип: взаимная ответственность.

- девятый принцип: уверенность родителей в конфиденциальности общения воспитателя и членов семьи.

- десятый принцип: показ пользы взаимодействия для семьи.

В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Как показывает анализ массовой практики, наиболее традиционными формами работы, по мнению воспитателей и родителей, считаются родительские собрания, индивидуальные беседы. В системе педагогического воспитания родительские собрания занимают особое место в силу их многоцелевого характера [1, с. 32].

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Используется: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр и другие[1, с. 51].

В ходе проведенного нами констатирующего исследования особенностей организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями выдвинули гипотезу, что использование разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы дошкольной организации с семьями воспитанников способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.

В исследовании принимали участие 20 родителей детей первой младшей группы «Капельки» на базе МКДОУ№3 «Белоснежка»

Основным методом исследования на первом этапе работы являлось анкетирование родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива». На основе данных обработки анкет была составлена сводная таблица результатов исследования. Проведенное анкетирование показало, что 79 % респондентов удовлетворены работой дошкольной образовательной организации и его педагогического состава 8 процентов респондентов не удовлетворены, 13 процентов затруднились ответить. Эти показатели отражены в диаграмме.

На практике мы опробовали практическую реализацию форм взаимодействия с родителями, которые проводились в 4 направлениях:

1. Информационно–аналитическое взаимодействие, например, анкетирование, опросы. Получив реальную картину на основе собранных данных, проанализировали специфику семей и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2. Познавательное направление- это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Важно было решить следующие задачи: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. В течение года проводили занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; беседы с детьми и родителями, занятия с участием родителей, совместное участие в создании предметно-развивающей среды.

3. Наглядно – информационном направление: изготовлены папки – передвижки; оформлен родительский уголок, семейный и групповой альбомы; фотомонтажи из жизни группы

4. В досуговом направлении были проведены праздники, занятие - практикум.

В результате проделанной работы и использовании разных форм и методов общения с родителями, повышалась их психолого-педагогическая грамотность, все меньше становилось недоверчивых и родителей – наблюдателей.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Использование разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы дошкольной организации с семьями воспитанников способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Теоретический анализ методической литературы позволил сделать выводы о том, что педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой. Воспитателю необходимо понимать специфику педагогического процесса в дошкольной образовательной организации для того чтобы правильно организовать работу с родителями детей.

Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развитии. Необходимо активно использовать разнообразные коллективные и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время, это способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Список информационных источников

1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. Управление. – 2007. – № 2. – С. 5-6

3. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013. – 512с.

4. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет: учебник для педагогических вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М: Школа-Пресс, 2007. – 238с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. [Интернет - ресурс] : https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe- obrazovanie/fgos /fgos-do.html. Доступ свободный.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Показ русской народной сказки «Теремок» родителями для детей первой младшей группы»Фотоотчёт «Показ русской народной сказки «Теремок» родителями для детей первой младшей группы» 12 апреля для детей группы "Полянка" в рамках театральной недели состоялся спектакль по русской народной сказке "Теремок". Родители группы.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Пасхальное яйцо»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Пасхальное яйцо» Цель:Формировать у детей желание изготавливать подарки для родных своими руками. Задачи: Знакомим детей с понятием - "Семья" на примере.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Организация деятельности детей на прогулке для первой младшей группы «Наблюдение за птицами» Организация деятельности детей на прогулке. 1младшая группа. Тема: «Наблюдение за птицами» Цель: 1. Учить узнавать и называть птиц (ворону,.

Организация НОД для детей первой младшей группы «Курочка Ряба» Организация НОД для детей первой младшей группы «Курочка Ряба»Елена Меркулова Организация НОД для детей первой младшей группы «Курочка Ряба»Автор.

Отчет воспитателя об особенностях организации предметно-развивающей среды первой младшей группы Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний.

Пакет документации воспитателя первой младшей группы Представляю вниманию коллег документацию в младшей разновозрастной группе (дети от 1 года 6 месяцев до 3 лет). Журнал приема детей в детский.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей старшей группы на 2014–2015 учебный год Форма проведения СодержаниеСентябрь 1. Анкетирование «Сведения о семье» 2. Печатные консультации «Особенности развития ребенка 5-6 лет».

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Совместное спортивное развлечение детей первой младшей группы с родителями «Малыши-крепыши»Совместное спортивное развлечение детей первой младшей группы с родителями «Малыши-крепыши» Цель: приобщать к здоровому образу жизни детей через двигательную активность, формировать положительный настрой на спортивные игры и упражнения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 14:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД