Папки-передвижки

Организация работы с детьми с ОВЗ, проявляющими признаки одаренности в ДОУ

Татьяна Нетёсова
Организация работы с детьми с ОВЗ, проявляющими признаки одаренности в ДОУ

"Организация работы с детьми с ОВЗ, проявляющими признаки одаренности в ДОУ"

"Одарённость человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод"

В. А. Сухомлинский

Публикация «Организация работы с детьми с ОВЗ, проявляющими признаки одаренности в ДОУ» размещена в разделах

Под одаренностью ребенка дошкольного возраста в ДОУ подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в Учреждении.

Одаренные дети с ОВЗ - это дети, которые признаны образовательной и медицинской системами превосходящими уровень интеллектуального, творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Особенности одаренных детей с ОВЗ :

1. К главным особенностям таких детей можно отнести негармоничность их развития.

2. Дети с ОВЗ имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного социального общения.

3. Такие дети часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками.

4. У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Актуальность темы.

Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Они и только они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие страны.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью. .

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

Актуальностью проблемы в работе с детьмм с ОВЗ является то, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также условия их воспитания на уровне ДОУ стоит очень серьезно и насущно, так как на таких детей внимание обращают меньше, чем на их сверстников с подобным и интересами. Основная задача таких детей - сохранение здоровья, лечение, реабилитация, за этой основной задачей мало видна проблема по развитию одаренности.

В национальной доктрине образования на период до 2025 года поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – в силу множества неблагоприятных факторов не имеют возможность высказаться, сформулировать и произнести даже простейшую фразу, тем не менее так же нуждаются в понимании и выражении своих чувств. И они выражают их через художественное творчество! То, что нельзя произнести, можно нарисовать красками или слепить. С такими детьми в нашем саду педагоги занимаются индивидуально, обогащая знаниями, впечатлениями, формируя специальные навыки, а также самостоятельность и независимость в восприятии и воспроизведении образов. Ведь творческое, независимое мышление является признаком гармоничной личности. В галерее детского сада устраиваются персональные выставки, детьми оформляются поздравительные и тематические альбомы.

Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям.

Еще один вид тяжелого нарушения речи – заикание. Дети осознают свой дефект, стесняясь говорить, не проявляют речевую инициативу. Но всякое стеснение проходит, когда ребенок начинает петь! И дефект отходит на второй план, он потихоньку уходит. Дети с удовольствием участвуют в городских фестивалях творчества, выступают на концертах и утренниках.

Психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». На выявление и развитие именно таких способностей направлена работа педагогов всего нашего сада. Мы считаем, что все дети талантливы и каждый человек по-своему одарен

ЦЕЛЬ работы нашего дошкольного образовательного учреждения– выявить природные достоинства ребенка с ОВЗ, помочь преодолеть его неполноценность путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсаци, воспитать одаренного ребенка, способного реализоваться в социуме, методами и приемами основного и дополнительного образования путем активного привлечения семьи и используя все доступные ребенку средства взаимодействия

Выдающийся психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека

Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям.

В работе с детьми с ОВЗ были определены следующие задачи:

• Выявление одарённых детей.

• Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

• Подготовка обучающихся к конкурсам, викторинам.

• Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для размещения материалов на сайте Учреждения

• Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

• Создание картотеки материалов повышенного уровня сложности.

• Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям.

Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми : диагностика и обеспечение развития.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим:

постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Повышение и укрепление самооценки у воспитанников, создание условия успеха. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности. Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.

Создание развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей.

Работа с родителями одаренных детей. Родители прежде всего должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка, которые порой не могут определить талант и интересы детей. Поэтому на родительских собраниях педагоги совместно с педагогом-психологом проводят тестирования и анкетирования, помогающие выявить ту или иную одаренность ребенка с ОВЗ.

Одаренный ребенок с ОВЗ в семье - ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.

Педагогам ДОУ следует проводить регулярные консультационные беседы с родителями, помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его потенциал. – психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, т. е. система мер, направленная на:

принятие ребенка таким, какой он есть;

снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

Психологическая поддержка родителей предусматривает участие всех специалистов, работающих с ребенком : медицинского работника, дефектолога, социального педагога, всех педагогов, работающих с ребенком с ОВЗ, и, конечно же, педагога-психолога.

В нашей группе проводилась активная просветительская работа с родителями :

Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье» :

а) программа лектория:

- роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;

- что надо знать о своем ребенке;

- как любить ребенка;

- наше общение в семье;

- искусство быть родителем;

- домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».

б) групповые консультации:

- современная семья: трудности и надежды;

- воспитательный потенциал семьи;

- одаренный ребенок в семье и в школе;

в) индивидуальная работа с родителями (по запросам) г)Мастер- классы д)презентация выдержек из авторских программ, технологий («Умники и умницы», «Одаренный ребенок» и др.) е) семинар «Одаренные дети с ОВЗ».

И хочется подчеркнуть необходимость ещё одного условия развития одаренности у детей с ОВЗ - личностные особенности самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ОВЗ провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей самореализации в творчестве, познании.

Таким образом, хотелось бы отметить: работа педагога ДОУ с одарёнными детьми с ОВЗ – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей и детей с ОВЗ, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей.

Все дети рождаются быть успешными.

Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

«Лозунг» воспитатель нового поколения:

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий… кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию одарённых детей : Помогать ребёнку в принятии самостоятельных решений, без прямых инструкций и указаний Поощрять проявления инициативы и интересов Использовать возникшие трудности как область применения полученных ранее навыков Помогать ребёнку в усвоении знаний и управлении навыками Поддерживать ребёнка при адаптации к социальной среде ДОУ Взрослые люди, находящиеся в окружении одарённого ребёнка, должны иметь устойчивую психику, так как излишне эмоциональный восторг или наоборот недоверчивость по отношению к ребёнку могут повлечь приостановку развития способностей.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Организация и планирование работы педагога по внедрению ФГОС Организация и планирование работы педагога –это процесс, который предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с детьми с ОВЗ, проявляющими признаки одаренности в ДОУ
Опубликовано: 18 мая 2023 в 21:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы с детьми с ОВЗ, проявляющими признаки одаренности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Нетёсова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД