Лучший педагог года

Организация работы с детьми по формированию естественнонаучных представлений на примере ДОУ

Нюргуяна Чемпосова
Организация работы с детьми по формированию естественнонаучных представлений на примере ДОУ

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным вопросом является формирование естественнонаучных представлений у детей, т. к. закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Публикация «Организация работы с детьми по формированию естественнонаучных представлений на примере ДОУ» размещена в разделах

Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные  представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.

Наш детский сад реализует проект «Формирование основ естественнонаучных знаний у детей дошкольного возраста».

Цель работы : развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Данная цель определила задачи :

1. Обеспечить условия для развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, организовать развивающую среду;

2. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира;

3. Развивать у педагогов способность не только давать детям знания, но и учить способам их применения;

Ожидаемый результат:

ребенок применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных перед ним задач;

овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач;

охотно сотрудничает со взрослыми, активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению: задает много вопросов поискового характера;

проявляет самостоятельность в выборе и использовании материалов для проведения опытов;

стремится к самовыражению;

с помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели;

умеет работать по образцу-схеме, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать на вопросы;

в будущем занимать призовые места на городских, республиканских конкурсах.

Наша работа опирается на научные труды ученых, исследовавших экспериментальную деятельность как Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, а также на методические пособия: Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников», Зыкова О. А. «Экспериментирование с живой и неживой природой», Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», Лосева Е. В. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников» и т. д.

Грамотно оформленная предметно-пространственная среда предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями, где дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха и т. д. (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы, различные коллекции семян, камней, ракушек, гербарии и тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игры-путешествия и лепбуки). В сборе и изготовлении оборудования принимали участие и дети, и родители. При таком подходе процесс оформления лаборатории имеет воспитательный характер.

Работа проводится в трех направлениях:

1. Работа с детьми;

2. Работа с родителями;

3. Методическая работа.

Работа с детьми : Проведение серии регулярных занятий естественнонаучного цикла - является основным механизмом реализации нашего проекта. В работе с детьми используем следующие формы педагогической деятельности, соблюдая возрастные особенности детей: прогулки, экскурсии, опыты («Имеет ли вода форму«Песочные туннели»«Варим кашу сами», беседы («Что такое природа?»«Какие бывают камешки?»«Для чего нам кашу кушать?», эксперименты («Создаем вулкан»«Что нужно для роста растений?»«Воздух и его свойства», рассказы «Откуда берутся облака?»«Заседание ученого совета», игры («Плавает-тонет»«Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?», коллективные проекты («Радуга на лугу»«Зачем мы кашу кушаем?», индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?»«Где живет Дед Мороз?»«Откуда к нам приходит вода?»).

В средней группе «Солнышко» работает кружковая проектная деятельность «Огород на подоконнике», где дети с увлечением наблюдают за своей работой, особенно интересно им следить за развитием корней лука, чеснока. В старшей группе «Мозаика» разработана проектная деятельность «Моя маленькая лаборатория», как элемент работы с детьми по формированию естественнонаучных представлений.

Работа с родителями : Наши родители для нас как опора и поддержка, активно оказывают помощь детям и педагогам в процессе работы над проектом. Также они стали непосредственными участниками образовательного процесса

Для работы с семьей используем следующие формы :

-тематические выставки  «Маленький любознайка»;

-фотовыставки «Мы познаем мир»«Мама, папа, я – изобретательная семья»;

-опыты «День темноты»«Космос»;

- конкурсы «Музыкальные инструменты своими руками»«Лучший гербарий»;

-совместные проекты «Мой друг – книга», встречи с интересными людьми;

- консультации «Устроим дома лабораторию». Онлайн консультация в Ютуб канале сада «Опыты дома»;

А также ежегодно проводится внутри сада НПК «Я – исследователь».

Методическая работа : В нашей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятиям, мы используем наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные. В старших группах регулярно пользуем мультимедийные технологии - комплекс «Ожившие рисунки», практическое пособие «Наураша». В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Создали передвижную педагогическую библиотеку «Окружающий мир». Разработаны перспективные планы по познавательно- исследовательской деятельности для разных возрастных групп, проведена консультация для воспитателей «Оформление педагогического проекта «Юный исследователь» в средней группе «Улыбка». Курсовая подготовка педагогов по теме: «Профессиональные компетенции педагогов по развитию естественнонаучной грамотности в системе дошкольного и начального школьного образования. Преемственность ДОУ и школы». В рамках проекта «Тропинка в школу» была организована экскурсия с посещением в МОБУ СОШ №31 г. Якутска.

На практике мы убедились, что работа с детьми по формированию естественнонаучных представлений актуальна и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. По отзывам учителей, наших воспитанников отличает высокий уровень познавательного развития, что выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду. И конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в дальнейшем и в школьные годы по этим направлениям развивался.

Таким образом, путей развития дошкольника существует много, но формирование естественнонаучных представлений у детей, по нашему мнению, является одним из самых эффективных. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Публикации по теме:

Игра «Умные карточки» для занятий с детьми средней группы по формированию элементарных математических представленийИгра «Умные карточки» для занятий с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений Формирование элементарных математических представлений является одним из самых важных предмтов в подготовке детей к школьной программе.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Игры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группеИгры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группе Уважаемые коллеги! Организовать для детей дошкольного возраста интересную познавательную и одновременно творческую деятельность по формированию.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.

Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 летКонспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 лет Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Проект по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста «Поможем птицам зимой»Проект по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста «Поможем птицам зимой» Проектная деятельность по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста "Поможем птицам зимой". Мы кормушку смастерили,.

Проект по формированию представлений о профессиях «Все работы хороши» в разновозрастной группе Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательный По числу участников проекта: групповой По времени проведения: краткосрочный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Организация работы с детьми по формированию естественнонаучных представлений на примере ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нюргуяна Чемпосова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация работы с детьми по формированию естественнонаучных представлений на примере ДОУ
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 05:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД