Папки-передвижки

Организация взаимодействия старших дошкольников с детьми группы раннего возраста в условиях детского сада

Анна Былова
Организация взаимодействия старших дошкольников с детьми группы раннего возраста в условиях детского сада

Актуальность.

Как часто мы слышим: до чего же изменились современные дети – совсем не такие, что были раньше. Потому что у современных детей и детство другое, современное!

Так какие же они – современные дети?

Их личностное развитие оставляет желать лучшего, т. к. оно непосредственно связано с героями, на которых дети равняются. Чаще всего героями для подражания становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

Публикация «Организация взаимодействия старших дошкольников с детьми группы раннего возраста в условиях детского сада» размещена в разделах

И родители не видят в этом ничего плохого, считая, что это учит ребенка быть смелым, добрым, защищать слабых и спасать мир. Но результат получается прямо противоположным. Дети воспринимают супергероев не как защитников слабых и угнетенных, а как хладнокровных, сильных, агрессивных существ, и именно эти качества им в них нравятся.

Кроме этого, в наше время дети менее практичные и самостоятельные, просто потому, что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними.

Всё это крайне негативно отражается на социализации современных детей. Сегодня дети не умеют общаться, договариваться друг с другом, уступать, действовать не в своих личных интересах, а в интересах коллектива.

Поэтому, педагоги должны, ориентируясь на ценностные установки ФГОС, выводить на первый план активность ребенка и фокусироваться на поиске возможностей выражения и применения тех компетентностей, которыми овладели дошкольники. Компетентности формируются во взаимодействии со взрослыми и другими детьми. Однако, в педагогической практике, на наш взгляд, роль детей в передаче приобретенного в различных видах деятельности опыта недооценивается – слишком сильны традиционные подходы педагогов в стремлении «все сделать самому, спланировать, организовать, обучить».

Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации детям открывает новые возможности для позитивной социализации старших дошкольников, развития их инициативы и творческих способностей, ведет к проявлению таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Для детей же раннего возраста ведет к снижению уровня тревожности, снятию эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации к условиям детского сада.

Новизна.

Традиционно дошкольники, в рамках «шефства» старших групп над малыши выступают в роли пассивных потребителей. Мы же хотим, чтобы эта деятельность носила характер взаимодействия, сотрудничества, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно сами учатся заботиться, любить, поддерживать других. Дети понимают друг друга лучше, и младший ребенок воспринимает старшего как партнера и друга в совместной с ним деятельности.

В рамках нашего проекта старшие дошкольники показывают спектакли не для малышей, а вместе с ними, не просто дарят им книжки – малышки, а создают их в процессе совместной деятельности.

Творческий проект.

В начале учебного года дети подготовительной к школе группы, встречаясь во время прогулки с детьми группы раннего возраста, заинтересовались: «Почему некоторые малыши плачут, стоят кучкой около воспитателя, боятся отойти от него? Что они умеют? Почему такие маленькие?» Старшим детям хотелось поиграть с малышами, помочь им зайти после прогулки в группу, переодеться. Педагоги не стали препятствовать проявлению заботы и внимания к малышам, а поддержали эту инициативу, предложив прийти вечером в группу раннего возраста поиграть.

Так мы пришли к пониманию необходимости реализации проекта «Создание условий для позитивной социализации дошкольников посредством организации взаимодействия старших дошкольников с детьми раннего возраста в условиях детского сада»

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели: Былова А. Ю., Пригородова Т. Н., музыкальный руководитель, Володина Д. Е., дети группы раннего возраста «Непоседы», и дети подготовительной группы «Звездочки»

Цель: формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности.

Задачи общие:

- Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей; помочь установить доверительный контакт друг с другом.

- Создавать атмосферу хорошего настроения, положительных эмоций; содействовать развитию эмоциональной сферы, формированию партнерских отношений.

- Доставлять детям радость от взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности.

Задачи (группа раннего возраста :

-Способствовать благоприятной адаптации детей к условиям детского сада, установлению добрых отношений между детьми, помогать им лучше узнать друг друга, устанавливать контакты, основываясь на общих интересах.

-Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость через совместную деятельность.

-Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.

-Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.

Задачи (подготовительная к школе группа) :

-Воспитывать заботливое отношение к малышам, желание помогать им, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.

-Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста через совместную деятельность.

-Развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада : участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых.

-Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

Предполагаемые результаты (группа раннего возраста) :

- дети успешно адаптировались к условиям детского сада в более короткие сроки,

- дети с удовольствием идут на контакт как со сверстниками, так и со старшими дошкольниками;

- с удовольствием вступают в игру,

- у детей активизируются механизмы подражания старшим детям в разных видах деятельности.

Предполагаемые результаты (подготовительная к школе группа) :

- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

- бережное отношение детей к младшим товарищам и к окружающему миру в целом.

Продуктом проектной деятельности является:

- создание книжек – малышек, поздравительных плакатов, нетрадиционных музыкальных атрибутов,

- проведение театрализованных представлений для детей младшего дошкольного возраста,

- совместный музыкальный номер.

На первом этапе реализации проекта с детьми подготовительной к школе группы была проведена беседа с показом презентации «Какими мы были маленькими», рассматривание фотоальбома «Мое раннее детство», рассказы педагогов и родителей о случаях из раннего детства детей, беседы «Малыши рядом с нами», «Мой маленький братик (сестричка)»

Далее проводилось интервьюирование детей с целью выявления их желания помочь малышам и предпочитаемой деятельности с детьми раннего возраста (играть, одевать, гулять и т. д.)

В группе раннего возраста – беседа «Наш детский сад», «Маленькие и большие».

Педагоги осуществляли подбор развивающих дидактических игр, игровых ситуаций, сказок и потешек, стихов, пальчиковых игр и комплексов совместной утренней гимнастики, в которых старшие дошкольники и малыши могли взаимодействовать.

Второй этап – совместная деятельность детей.

Организовывая совместную деятельность малышей со старшими дошкольниками, мы учитывали следующие моменты:

1. Добровольность - посещение детьми старшего возраста младших и помощь им происходит исключительно на добровольной основе.

2. Соблюдение режима дня - помощь старших дошкольников осуществлялась вне времени, отведенного на образовательную деятельность и режимные моменты.

3. Мобильность состава групп – формировались разные по составу группы, чтобы дети могли осуществить свои запросы в разных видах деятельности.

4. Педагогическое сопровождение – педагогами проводилась предварительная подготовка старших детей, подбор совместных видов деятельности, демонстрация и поддержка самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие старших дошкольников и детей раннего возраста было организовано по нескольким направлениям:

1. Игровая деятельность, которая создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей раннего возраста, организаторами которой являются старшие ребята. Проводится в несколько этапов:

– знакомство старших детей с игровой средой группы раннего возраста.

– включенные игры-демонстрации «Катя идет гулять», «Катя ждет гостей», «Сломалась машина», «Я – музыкант» и другие ситуации. Старшие дети показывают примеры игровых действий с игрушками,

старшие дети приносят малышам свои игрушки, знакомят с ними, показывают игровые действия с ними,

организованные педагогами игры : совместные игры-забавы на улице, пальчиковые, музыкальные игры, совместная утренняя гимнастика,

– свободная игровая деятельность.

2. Формирование культурно-гигиенических навыков. Старшие дети в игровой форме помогают малышам освоить навыки самообслуживания. Старшие дети оказывают помощь при умывании и одевании на прогулку, дублируют индивидуально инструкции воспитателя и помогают их выполнять.

3. Творческая деятельность способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание. Такие виды деятельности, как театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность:

– музыкально – ритмические, хороводные игры: «Зайка беленький сидит», «Погремушки», «Веселые воробушки», «Каравай», «Колпачок»;

– проигрывание сказок с использованием кукол би-ба-бо, театра на ложках и других видов театра;

– совместное изготовление поздравительных плакатов, книжек – малышек, декораций к спектаклям.

При организации взаимодействия и взаимообучения детей раннего возраста со старшими дошкольниками мы использовали разные формы взаимодействия :

- индивидуальную (когда старший ребенок объединяется с младшим в пару,

- групповую (когда педагог сообщает старшим детям новые знания, ставя перед ними задачу последующей передачи этих знаний младшим).

3 этап, заключительный –проведение совместного развлечения, подведение итогов проекта, презентация продуктов проектной деятельности педагогам детского сада для применения в практической деятельности.

Вывод.

В ходе свободного общения младшие получают новые знания, а старшие их закрепляют и обобщают. Младший ребёнок реально видит, чем овладел старший и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший же может продемонстрировать младшему образец действия, объяснить словесно способы выполнения задания, проконтролировать выполнение игрового задания малышом, оказать ему помощь. Показывая и объясняя, старшие уточняют и углубляют собственные знания. У старших детей появляются возможности для самосовершенствования, формирования самоконтроля, развивается чувство ответственности за малышей.

Таким образом, организация совместной деятельности детей разного возраста является эффективной как для младших, так и для старших дошкольников. Участие в процессе совместного обучения способствует умственному, социальному, нравственному развитию детей в условиях детского сада.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчёт о проведении турнира по шашкам среди старших дошкольников детского садаФотоотчёт о проведении турнира по шашкам среди старших дошкольников детского сада В конце марта в нашем детском саду прошёл турнир по шашкам среди воспитанников старших и подготовительных групп. Предлагаю вашему вниманию.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского садаПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация взаимодействия старших дошкольников с детьми группы раннего возраста в условиях детского сада
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 10:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация взаимодействия старших дошкольников с детьми группы раннего возраста в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Анна Былова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД