МААМ-картинки

Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работ с детьми

Ирина Буркова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работ с детьми

Опыт работы: «Социально-коммуникативное развитие

дошкольников через различные формы работ с детьми»

«Если сегодня мы будем

учить так, как учили

вчера, мы украдем у

наших детей завтра»

Джон Дьюи

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работ с детьми» размещена в разделах

Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ

Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с раннего детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности. Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л. С. Выготского, Б. З. Вульфова, А. А. Реана. По данным ученых-психологов В. С. Мухиной, Ж. Пиаже, Е. О. Смирновой, В. Д. Шадрикова и др. интеллектуальное развитие дошкольников претерпевает значительные изменения, в плане произвольности психических процессов, что оказывает влияние на психологические особенности личности дошкольника и тем самым на успешность социально-коммуникативного развития.

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.

Целью моей работы стало создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через различные формы работ с детьми.

Для решения данной проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

Создавать условия для:

1. Формирования положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины.

2. Формирования основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3. Овладения элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при

формировании полезных привычек и др.)

5. Развития эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Реализуя эти задачи я использовала следующие формы образовательной работы с детьми:

1. НОД (непосредственно образовательная деятельность)

2. Проблемные ситуации

3. Поисково–творческие задания

4. Сюжетно–ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры, творческие игры (театрализованные, режиссерские)

5. Познавательные беседы

7. Театрализованные постановки

8. Музыкальные досуги, развлечения

9. Интерактивные игры, презентации и др.

НОВИЗНА опыта работы заключается в определении и разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития в условиях ДОУ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Дети, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. В связи с этим в начале учебного года мною проводилась диагностика. В моей группе 25 детей. По результатам исследования в начале года только 5 детей имели достаточный уровень социально-коммуникативного развития, что составило 20 % детей, 20 детей -80% имели недостаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков.

Кроме того наблюдение за детьми показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, нежелание считаться с мнением или желанием другого и как следствие конфликты (от вялотекущих до ярко эмоционально окрашенных). Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Для того, чтобы выстроить систему, я разработала перспективное планирование по непосредственно-образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.

Решая эти проблемы, я использовала следующие методические приёмы развития коммуникативных умений:

• чтение литературных произведений и беседы по ним;

• развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);

• подвижные игры;

• рассматривание рисунков и фотографий;

• игровые обучающие ситуации;

• сочинение историй;

• слушание музыки;

• проблемные ситуации

• интерактивные игры

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Цель: Способствовать социально-коммуникативному развитию воспитанников с использованием технологии проблемных ситуаций.

Для реализации этой цели, я создала картотеку проблемных ситуаций для использования в образовательной деятельности. (Приложение 1)

Проблемные ситуации создавала с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяла следующие методические приемы:

– подводили детей к противоречию и предлагали им самим найти способ его разрешения;

– воспитанники излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждали детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;

– определяли проблемные теоретические и практические задания;

– ставили проблемные задачи.

Стремясь поддержать у воспитанников интерес к новой теме, создавали новую проблемную ситуацию, побуждала выдвигать гипотезы, делать выводы, приучали не бояться допускать ошибки.

Была организована развивающая среда в группе, учитывающая игровые предпочтения воспитанников:

Пополнила атрибутами сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Полицейские», «МЧС», «Магазин», «ПДД».

Одним из наиболее эффективных средств социально-коммуникативного развития является художественная литература, которая всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В ней задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения. Из рассказов, басен, пословиц, загадок выявляли отрицательные поступки героев, обсуждали их, высказывали свое мнение и предлагали "герою" другую модель поведения. Сказки о животных помогали детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир, формируя представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

К концу года детей с достаточным уровнем развития социально-коммуникативных навыков увеличилось до 62%, с недостаточным уровнем -38 % детей.

По результатам работы, у дошкольников повысилась осознанность своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что в дальнейшем позволяет снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций и других негативных проявлений, трудностей в общении. В результате проделанной работы дети легко вступают в контакт со сверстниками, умеют установить контакт по поводу совместной деятельности, договориться о теме деятельности, целях и действиях. Дети научились планировать собственную деятельность, координировать ее с действиями и поступками сверстников, действовать совместно и последовательно, разрешать конфликтные ситуации, элементарно управлять собственным поведением.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:

Публикация Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работ с детьми (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Буркова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работ с детьми
Опубликовано: 28 октября 2021 в 19:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД