Лучший педагог года

Развитие познавательных интересов, самостоятельности, интеллектуально-творческого потенциала детей

Елена Семенова
Развитие познавательных интересов, самостоятельности, интеллектуально-творческого потенциала детей

Дети младшего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания. Цель: Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал, используя инновационные технологии обучения и воспитания.

Основная работа осуществляется через раздел «Познавательное развитие». Задачи по разделам: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»

Развитие познавательных действий.

Публикация «Развитие познавательных интересов, самостоятельности, интеллектуально-творческого потенциала детей» размещена в разделах

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (исполь-зуя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, вели-чиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание раз-личных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия пред-метов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо-угольная и квадратная).

Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последова-тельности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.

Предметно – развивающая среда в группе «Одуванчик» по познавательно – интеллектуальному развитию создана эстетично по трем блокам: формирование элементарных математических представлений, уголок сенсорного развития, уголок природы и детского экспериментирования. Для детей младшего возраста подобраны простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 4-6 элементов, игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей, парные картинки для сравнения и т. п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки используется и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

Для детей младшего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Например, в процессе игр с водой дети получали представления о том, что вода не имеет цвета, запаха, но ее можно покрасить («Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной. В ходе экспериментирования дети с удовольствием знакомились со свойствами воды, пускали кораблики, проводилась игра «Тонет- плавает», проводила дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.). Любознательность, пытливость ума, познавательная активность у детей дошкольного возраста формируется на основе устойчивого познавательного интереса через исследовательскую деятельность.

«Мыльные пузыри».Способствовали поднятию эмоционального настроения у детей. Показала ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).

«Играем с песком». Экспериментирование. Развивала мелкую моторику рук. Развивала эмоциональное настроение у детей. Учила детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

«Чудесный мешочек». Обучала детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик, фрукты и овощи.

«Прищепки». Экспериментирование. Развивала мелкую моторику рук, творчество и фантазию.

«Поиграем с солнечным зайчиком».Развала понимания причин возникновения солнечных зайчиков. Знакомила с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивала смекалку, любознательность. Учила детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. С детьми в нашей группе выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, научились обобщать, сравнивать, высказывать свои мысли.

В ноябре в группе «Одуванчик» реализован краткосрочный проект по познавательно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать!». Продукт проекта - оформление родителями бизибордов для детей.

родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны:

- Родительское собрание Форма проведения «Педагогический блокнот».

Тема: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала, используя инновационные технологии обучения и воспитания»(сентябрь).

- Буклет «Развитие интеллектуальных способностей у детей младшего возраста» (сентябрь)

- Копилка полезных советов «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»

- Информационный стенд «Воспитание познавательного интереса через прогулки».

Родители с удовольствием участвуют в мероприятиях группы, делятся впечатлениями, получают педагогическую помощь и применяют ее в воспитании своих детей.

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы - у детей формировался познавательный интерес, самостоятельность, творческий потенциал через наблюдения, опыты, игры- эксперименты, формировались коммуникативные навыки. Родители воспитанников проявили интерес к познавательно- исследовательской деятельности, они стараются дома с детьми экспериментировать, сравнивать, наблюдать и проводить игры.

Публикации по теме:

Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы.

Консультация «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством мультимедийных презентаций» Актуальность исследования: В настоящие время проблема развития познавательного интереса остается одой из актуальнейших тем. Педагогической.

Консультация для родителей «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников» Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями?.

Развитие познавательных интересов детей раннего возраста на прогулке Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке» Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности.

Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 35 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Развитие мелкой моторики и познавательных интересов посредствам изодеятельности при подготовке детей 6–7 лет На сегодняшний день большинство педагогов отмечают, что у детей 7-8 лет проявляются значимые затруднения в формировании навыков письма,.

Развитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельности Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого зависит полноценное развитие будущей личности.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Одной из основных задач ФГОС ДО является развитие «…творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизированных видах музыкальной деятельности Согласно стандарту дошкольного образования ребёнок на этапе завершения дошкольного периода инициативен, самостоятелен, обладает воображением,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательных интересов, самостоятельности, интеллектуально-творческого потенциала детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Семенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательных интересов, самостоятельности, интеллектуально-творческого потенциала детей
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 16:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД