МААМ-картинки

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством создания литературного мини-музея

Гусева Марина Сергеевна
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством создания литературного мини-музея

1. Информационный блок

1.1. Актуальность опыта

1.2. Ведущая идея опыта

1.3. Условия формирования опыта

1.4. Новизна опыта

1.5. Адресность опыта

1.6. Длительность работы над опытом

2. Технология опыта

2.1. Теоретическая база опыта

2.2. Суть опыта работы

2.3. Результативность опыта

3. Заключение

Практическое приложение

1.1. Актуальность опыта

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством создания литературного мини-музея» размещена в разделах

Одной из приоритетных проблем современного общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Центральными достижениями психического развития в дошкольном возрасте следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Поэтому музейная форма представления материала обоснована, так как данная форма непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом музейной педагогики является погружение ребенка в специально организованную среду, созданную при совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в мини-музее «Вгостях у сказки» не только можно, но и нужно. В обычноммузее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Именно музей становится источником формирования интереса детей к художественной литературе.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что процесс приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством создания литературного мини-музея «В гостях у сказки» является обоснованным и актуальным процессом.

1.2. Ведущая идея опыта

Цель опыта:Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к словесному искусству, формирования интереса и потребности в чтении путём включения детей в многообразную деятельность литературного мини - музея.

В процессе достижения цели решается ряд задач:

Образовательные:

-расширить представление детей о сказках;

-учить детей рассуждать;

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать личность ребенка на основе вечных нравственных ценностей.

1.3. Условия формирования опыта

Для успешного приобщения детей к художественной литературе и решения поставленных задач необходимо создание мини-музея «В гостях у сказки» в группе, включающего следующие разделы:

1 раздел: «Волшебный сундучок» с атрибутами из сказок: рукавичка для сказки «Рукавичка», скалочка для сказки: «Лисичка со скалочкой», 3 стула разных по высоте для сказки «три медведя» и т. д.

2 раздел: «Библиотека сказок».

3 раздел: «Волшебный театр», в котором имеются разнообразные виды театров:

- Театр на фланелеграфе ( сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»).

- Магнитный театр («Курочка ряба»).

- Плоскостной театр («Смоляной бычок»).

- Пальчиковый («Рукавичка»).

- Театр Би-ба-бо («Теремок»).

- Настольный театр («Заюшкина избушка»).

4 раздел: «Угадай и поиграй».

Здесь представлены дидактические игры, пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых дети составляют сказочных героев и сюжеты из разных сказок.

5 раздел: «Галерея рисунков и картин по сказкам».

1.4. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в построении образовательного процесса и приобщения дошкольников к художественной литературе при использовании средств созданного в группе литературного мини-музея «В гостях у сказки».

1.5. Адресность опыта

Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

- для педагогов дошкольных образовательных учреждений;

- для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:

- информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми в мини-музее «В гостях у сказки»;

- мастер-классы, мероприятия и ОД для педагогов города;

- консультации;

- дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

- сайт ДОУ.

1.6. Длительность работы над опытом

С момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительной заинтересованностью художественной литературой у дошкольников до момента выявления результативности опыта работы по использованию музейной педагогики в деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства приобщения детей к художественной литературе прошло 7 месяцев (май 2016г. – ноябрь 2016г.).

2.1. Теоретическая база опыта

Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей – это учреждение, которое занимается сбором, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил констатировать тот факт, что музейная педагогика достаточно известное, хотя и сравнительно новое направление в воспитании дошкольников. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детских садов и городских музеев. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной Мини-музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с.).

Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейная педагогика рассматривается, как инновационная педагогическая технология.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей-образование- школа» в 1931 году немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее:

- каждое посещение музея должно иметь определенную цель;

- педагог и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и поэтому к нему необходимо готовиться;

- необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;

- обзорные экскурсии лучше не использовать для детей, так как они не всегда положительно влияют на ребенка и трудно принимаются даже взрослыми;

- при отборе экспонатов музея требуется учитывать возраст и интересы детей;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение, рассказ и пр.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления: сотрудничество детского сада с музеями, создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Многие педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники все реже читают (и самостоятельно, и со взрослыми). Несмотря на то, что во многих группах детских садов есть книжные уголки для чтения и мини-библиотеки, сегодня речь идет о том, что и сказка уходит из дошкольного детства, хотя без нее трудно представить детство. К сожалению, современная информационная среда меняет жизнь не только взрослых, но и детей. Как при этом развить у дошкольника интерес к чтению и сформировать любовь к книгам? Именно посредством создания в группах детского сада литературных мини-музеев.

2.2. Суть опыта работы

Суть опыта работы заключается в создании в группе развивающей предметно-пространственной среды по приобщению детей к художественной литературе, а именно создание мини-музея «В гостях у сказки». Одной из особенностей которого является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть. Другими словами нужно создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться.

Можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды:

Принцип интеграции. Мини-музей создается с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов.

Принципы деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.

Принцип природосообразности. При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принципы динамичности и вариативности. Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини-музей группы периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д. Содержание мини-музея обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Принцип разнообразия. Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т. п.

Принцип экологичности. Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал.

Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка.

Методические формы работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразны:

- Обзорные и тематические экскурсии;

- познавательные беседы;

- викторины;

- образовательная деятельность с элементами игры;

- творческие задания;

- исследовательская деятельность;

- продуктивная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- дидактические игры;

- игры-развлечения;

- игры-путешествия;

-выставки.

2.3. Результативность опыта

Исследование уровня сформированности интереса к художественной литературе у дошкольного проводилось на базе средней группы МАДОУ «Д/с №22».

Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей использовались следующие критерии:

• интерес к слушанию чтения книг;

• рассматривание иллюстраций;

• понимание содержания литературного произведения;

• пересказ прочитанного, беседа о произведении.

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:

Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого. Может слушать чтение более 20 минут.

Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно. Слушает чтение 15 минут.

Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо.

Для обработки полученных результатов, использовалась методика В. И. Зверевой. Диагностические параметры представляли собой вышеназванные знания, которые оценивались по трёхбалльной шкале (1-3).

«1» балл выставлялся тогда, когда знание не проявлялось или было недостаточно сформировано.

«2» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось, и было достаточно сформировано.

«3» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось всегда, и было достаточно полно сформировано.

Знания детей оценивались дважды. В начале работы над проектом «В гостях у сказки» и в конце работы над проектом (Приложение 1). В диагностике приняли участие 23 ребёнка.

Результаты оценки уровня сформированности интереса к книге и чтению представлены в таблице.

Критерии

уровень Интерес к книге Интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций Интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировки

В С Н В С Н В С Н

Начало работы 14 5 4 14 4 5 12 7 4

Конец работы 16 6 1 16 6 1 14 7 2

Наглядно уровнисформированности интереса к книге и чтениюпредставлены в диаграммах.

Уровни сформированности интереса к книге и чтению

на начальном этапе

Уровни сформированности интереса к книге и чтению

на конечном этапе

Как видно, уровень сформированности интереса к книге и чтению у детей среднего дошкольного возраста вырос. Наметилась тенденция повышения количества детей с высоким и средним уровнями, в то время как количество детей с низким уровнем уменьшилось по всем критериям.

Мини-музей «В гостях у сказки»представляет большие возможностине только для приобщения детей к художественной литературе, но и для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей, социумом и обогащение предметно-пространственной среды. Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности. Экспонаты музея можно использовать в качестве пособий для проведения занятий, игровой деятельности.

Поэтому разнообразие самостоятельной деятельности детей в мини-музее «В гостях у сказки» способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр, интереса к читательской и даже исследовательской деятельности, созданию детских проектов.

Итак, ознакомление детей с художественной литературой и каждодневное использование экспонатов музея, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Мини-музей «В гостях у сказки», созданныйв средней группе «» МАДОУ «Д/с №22», получился таким интересным, познавательным и ярким, благодаря помощи детей, родителей и педагогов.

Перспектива развития мини-музея :

• пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;

• выставка детских работ по теме «Здравствуй, сказка!»;

• оформление книжек – малышек родителями;

• изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;

• разработка театрализованного представления «Вместе со сказкой», посвященного Международному дню музеев 18 мая.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возраста 26 апреля МБДОУ «ЦРР-д. с. №20»-пригласил в гости молодых воспитателей и представил опыт работы в направлении-музейная педагогика. В рамках.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством создания литературного мини-музея
Опубликовано: 14 марта 2021 в 09:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством создания литературного мини-музея» (включая файлы) размещена пользователем Гусева Марина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД