Папки-передвижки

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Дошкольники в мире экологии»

Тарасенко Шевцова Татьяна Ивановна
Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Дошкольники в мире экологии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Зорька»

Каменский район, г. Камень-на-Оби

Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку

социокультурной направленности «Босиком по радуге»

Номинация «Лучшая творческая работа»

Автор:

Шевцова Татьяна Ивановна

воспитатель

первой квалификационной категории

2020

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

кувшинку на реке,

Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию детей „Дошкольники в мире экологии“» размещена в разделах

и клюкву на болоте.

Взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, поэтому на современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование основ экологической культуры уже с раннего возраста. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем, а значит, что в дошкольном возрасте должны быть заложены основы экологической культуры личности. Составляющими экологической культуры являются - элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту. Одним из залогов успешного формирования экологической культуры дошкольников является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

В МБДОУ «Детский сад № 11 Зорька» все возрастные группы работают по парциальной программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой, которая разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников. В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО, а именно:

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

• ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

• знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников. Система работы осуществляется в соответствии с перспективным планом.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 11 «ЗОРЬКА»

ПО ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Месяц Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Сентябрь 1. Прогулка по участку детского сада (стр. 20)

2. Осмотр цветника детского сада (стр. 21)

3. Знакомство с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы) (стр. 23)

4. Знакомство с корнеплодами репы и моркови (стр. 25)

1. Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» (стр. 7)

2. Наблюдение «Все цветы разные» (стр. 7)

3. Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» (стр. 13)

4. «Как ухаживать за букетом? (стр. 14) 1. Наблюдение «Что цвет т на нашем участке в начале сентября? Какие они - цветущие растения?» (стр. 5) 2. Наблюдение «Что было сначала, что было потом? Собер м семена садовых цветов» (стр. 6)

3. Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» (стр. 7)

4. Образовательная ситуация «Как заполнять календарь природы?» (стр. 8) 1. Образовательная ситуация «Планета Земля в опасности!» (стр. 11)

2. Образовательная ситуация «Простые и ценные камни в природе» (стр. 29)

3. Образовательная ситуация «Почему белые медведи не живут в лесу?» (стр. 32) 4. Образовательная ситуация «Что человек делает из глины?» (стр. 40)

Октябрь 1. «Расскажи Незнайке про комнатное растение-бальзамин» (стр. 27)

2. Осенние листочки (стр. 28)

3. Знакомство со свеклой и картофелем (стр. 29)

4. Наблюдения за погодными явлениями (стр. 30)

5. Знакомство с помидором, огурцом, капустой (стр. 31) 1. Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи» (стр. 22)

2. Образовательная ситуация: «Вершки и корешки» (стр. 26)

3. Образовательная ситуация: «Что раст т в лесу?» (стр. 29)

4. Чтение стихов, рассказов про лес (стр. 57) 1. Образовательная ситуация: «Делаем книгу «Приключения мышонка Пика» (стр. 13)

2. Образовательная ситуация: «Овощи и фрукты на нашем столе» (стр. 15)

3. Экскурсия в библиотеку (стр. 18)

4. Образовательная ситуация «Растения в нашем уголке природы» (стр. 20) 1. Образовательная ситуация: «Сравнение песка, глины и камней» (стр. 43)

2. Образовательная ситуация: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения» (стр. 44)

3. Образовательная ситуация «Где у саксаула листья?» (стр. 46)

4. Целевая прогулка по территории детского сада «Растет ли у нас саксаул?» (стр. 49)

Ноябрь 1. Домашние животные (стр. 32)

2. Невеличка птичка –синичка, а праздник свой помнит (стр. 33)

3. Знакомство с куриным семейством (стр. 34)

4. Как звери готовятся к зиме (стр. 37)

5. Зимующие птицы (стр. 39) 1. Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?» (стр. 32)

2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой, свиньей) (стр. 39)

3. Чтение стихов про домашних животных (стр. 42)

4. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) (стр. 46) 1. Образовательная ситуация: «Корова и коза – домашние животные» (стр. 25)

2. Образовательная ситуация: «Для чего животным хвосты?» (стр. 27)

3. Образовательная ситуация «Как лесные жители белка и медведь готовятся к зиме» (стр. 31)

4. Образовательная ситуация: «Лошадь и овца – домашние животные» (стр. 34) 1. Образовательная ситуация: «Корова и коза – домашние животные» (стр. 25)

2. Образовательная ситуация: «Беседа об осени» (стр. 50)

3. Образовательная ситуация «Через добрые дела можно стать юным экологом» (стр. 55)

4. Наблюдение «Чем ель не похожа на другие деревья? Как различить ель, сосну и лиственницу?» (стр. 57)

Декабрь 1. Снежинка в гостях у ребят (стр. 42)

2. Наблюдение за снегом и льдом» (прогулка) (стр. 43)

3. Аппликация «Украсим елку снегом» (стр. 50)

4. Досуг «Праздник новогодней ёлки для кукол» (стр. 52-53) 1. Наблюдение «Как узнать ель?» (стр. 49)

2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) (стр. 51)

3. Коллективное изготовление альбома «Елочка» (стр. 54)

4. Наблюдение «Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку (стр. 57, 58) 1. Образовательная ситуация «Письма заболевшим детям» (стр. 39)

2. Образовательная ситуация: «Станем юными защитниками природы» (стр. 42)

3. Образовательная ситуация «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу» (стр. 45)

4. Наблюдение «Какой снег? Снежинки очень красивы» (стр. 47) 1. Наблюдение «Чем лесная ель отличается от игрушечной елки?» (стр. 57)

2. Образовательная ситуация: «Беседа о лесе» (стр. 59)

3. Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов!» (стр. 62)

4. Наблюдение «Как себя чувствует сломанная елка? Ель – очень полезное и красивое дерево» (стр. 63-64)

Январь 1. Наблюдение «Кто прилетает на кормушку?» (стр. 54)

2. Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?» (стр. 55)

3. Заяц и волк – лесные жители (стр. 56)

4. Наблюдение «На кормушку прилетают голуби» (стр. 59)

1. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду» (стр. 61-62)

2. Наблюдение «Что находится в шишках ели?» (Стр. 63) / Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)» (стр. 64)

3. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы кормятся на кормушке?» (стр. 65 - 66)

4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу. Как снег превращается в воду» (стр. 69) / Образовательная ситуация «Кому нужна вода?» (стр. 70) 1. Наблюдение «Получаем талую воду. «Замораживаем воду» (стр. 47)

2. Чтение произведения Е. Чарушина «Что за зверь?» (Стр. 49)

3. Наблюдение «Какие птицы летают? Когда птицы бывают заметны?» (стр. 51)

4. Образовательная ситуация «Лес – это дом для многих животных» (стр. 53) 1. Образовательная ситуация «Солнце, Земля и другие планеты» (стр. 67)

2. Наблюдения «Снег – он какой? Можно ли пить талую воду?» (Стр. 71)

3. Наблюдение «Что такое пар и когда его можно увидеть? Пар не всегда можно увидеть» (стр. 75)

4. Образовательная ситуация «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» (стр. 77)

Февраль 1. Уход за цветами в уголке природы (стр. 61)

2. Опыт «Как снег становится водой» (стр. 62)

3. Выращиваем лук на окошке (стр. 64)

4. Эксперименты с песком (стр. 68)

1. Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу» (стр. 74)

2. Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей» (стр. 78)

3. Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) (стр. 85)

4. Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран» 1. Наблюдение «Выращиваем лук» (Стр. 55)

2. Наблюдение «Выращиваем лук» (Стр. 58)

3. Наблюдение «Выращиваем лук» (Стр. 64) 4. Праздник, посвященный творчеству Виталия Бианки (Стр. 59)

5. Образовательная ситуация «Прошла зима холодная» (Стр. 66) 1. Наблюдение «Снежинки очень красивы» (Стр. 79)

2. Наблюдение «Зимние узоры на окне» (Стр. 79)

3. Образовательная ситуация «Земля – живая планета» (Стр. 79)

4. Образовательная ситуация «Волк и лиса – хищные животные» (Стр. 84)

Март 1. К нам весна шагает быстрыми шагами (стр. 72)

2. Про кошек и котов (стр. 73)

3. Айболит проверяет здоровье детей (стр. 74)

4. Мы построили скворечники (стр. 78) 1. Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта» (стр. 89)

2. Образовательная ситуация «Где обедал воробей?» (стр. 91)

3. Беседа: «Март – первый месяц весны» (стр. 92-94)

4. Образовательная ситуация «Советы Айболита» (стр. 96) 1. Образовательная ситуация «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке» (стр. 71)

2. Образовательная ситуация «Наши четвероногие друзья» (стр. 69)

3. Образовательная ситуация» Как люди заботятся о своем здоровье весной» (стр. 73)

4. Образовательная ситуация «Мать – и – мачеха - первые цветы на участке» «Где можно найти мать – и – мачеху?» (стр. 76) 1. Образовательная ситуация «Подарок любимому человеку к 8 Марта» (стр. 102)

2. Наблюдение за луком (стр. 88)

3. Образовательная ситуация «Цепочки в лесу» (стр. 89)

4. Наблюдение за луком (стр. 91)

Апрель 1. Насекомые весной (стр. 80)

2. Первые цветы в природе (стр. 81)

3. Ты плыви, кораблик мой. Ручейки весенние (стр. 85)

4. Забота о здоровье, просмотр и разбор мультфильма К. И. Чуковского «Мойдодыр»

(стр. 86) 1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать- и -мачеха-что это за цветы?» (стр. 100)

2. Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» (стр. 103)

3. Досуг «День Земли» (стр. 107)

4. Образовательная ситуация «Весна в лесу» (стр. 110) 1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать - - мачеха – что это за цветы?» (стр. 100)

2. Образовательная ситуация «Сравним кошку с собакой» (стр. 77)

3. Образовательная ситуация «Весна в жизни лесных зверей» (стр. 82)

4. Образовательная ситуация «Люблю березку русскую» (стр. 85) 1. Образовательная ситуация «Кто главный в лесу?» (стр. 92)

2. Наблюдение за ветками в вазе (стр. 101)

3. Образовательная ситуация «Что мы знаем о птицах (стр. 108)

4. Образовательная ситуация «Сравнение домашних и диких животных» (стр. 110)

Май 1. Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками» (стр. 88)

2. Что такое облака, дождь, гроза? (стр. 95) 1. Образовательная ситуация «Рисуем животных, создаем книгу по мотивам рассказов Е. И. Чарушина» (стр. 114)

2. Тематическая прогулка к реке «Обь» (с привлечением родителей) (стр. 117) 1. Образовательная ситуация «Береги деревянные предметы» (стр. 87)

2. Праздник юных любителей природы (стр. 91) 1. Образовательная ситуация «Зеленая служба «Айболита» - весенний уход за комнатными растениями» (стр. 118)

2. «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» (стр. 141)

Занятия проводятся как в группе, так и на территории детского сада и за его пределами. Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии.

Наблюдения, которые организуются в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т. к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.

С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т. д. В процессе занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

В нашем детском саду уже более трех лет практикуются детские исследовательские эксперименты, развивающие исследовательские занятия, экологические проекты.

В 2017-2020 учебном году в нашем детском саду проходил фестиваль экологических проектов, на котором представила: открытое занятие на экологическую тематику «Давайте оживим землю!»; проект «Природа - наш общий дом», «Помоги зимующим птицам»

Для того чтобы отслеживать результативность работы и вовремя корректировать недостатки, 2 раза в год проводится диагностику (из журнала «Старший воспитатель» авторы Л. Н. Фокина, О. М. Разина, результаты диагностики позволяют наметить пути и способы дополнительной работы.

Сентябрь 2019 года Май 2020 года

Родители нашего детского сада всегда очень активно участвуют во всех наших начинаниях. Осенью проводили конкурс-выставку «Дары осени», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами и сертификатами. Также совместно с родителями был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку. Родители, воспитатели и дети являются активными участниками конкурсов разного уровня. В Международном конкурсе «Законы экологии», в краевом конкурсе «Я – исследователь» сертификат участника, В международном конкурсе «ЧиП», в муниципальном конкурсе «Сохраним мир птиц». В течение всего года и дети получили призовые места и благодарственные письма за участие в конкурсах различного уровня, что подтверждено наградными материалами, которые представлены в приложении № 1.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Конспект подгрупповой индивидуальной работы по экологическому воспитанию детей средней группы «Домашние животные»Конспект подгрупповой индивидуальной работы по экологическому воспитанию детей средней группы «Домашние животные» Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Задачи: Обучающие: обобщить понятия детей о пользе домашних животных для человека, закрепить.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии»Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии» Экологическое воспитание младших дошкольников является важнейшим условием для гармоничного развития личности, поэтому в нашем ДОУ этому.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Дошкольники в мире экологии»
Опубликовано: 25 августа 2023 в 17:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД